войти
опубликовать
$52
Цифровая версия: 3.2 MB
3600 × 2216 px • JPEG
50 × 31 см • 182 dpi
61.0 × 37.5 см • 150 dpi
30.5 × 18.8 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Розы Элагабала
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Литературная сцена
Стиль: Академизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1888
Размер: 132×213 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 27 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Розы Гелиогабала»

«Розы Гелиогабала» (The Roses of Heliogabalus) — картина английского художника Лоуренса Альма-Тадемы, написанная в 1888 году. Эталон композиционного золотого сечения (соотношение сторон полотна 132х213 см.), это полотно наполнено, по мнению одних, духом человеческого страдания, а по мнению других – является историко-литературной фальшивкой.

Фабула убийства
Произведение в пастельных тонах с преобладающим розовым написано о смерти, и, выражаясь четче – о мультисмерти, групповом убийстве. За основу Альма-Тадема взял сюжет, с исторической точки зрения сомнительный – «Историю августов». В ней описывалось, как во время пира римский император Гелиогабал приказал убить своих гостей-недругов, обсыпав их розами с потолка. От запаха роз (да-да, именно такой ход мыслей) гости должны были задохнуться.
Получить эстетическое удовольствие от полотна незнание истории не мешает, а вот для того, чтобы понять ход мыслей главного героя, историю все-таки необходимо немного знать.

Enfant terrible
Продолжатель дела Нерона и Калигулы, 23-й Римский император Гелиогабал был испорчен с детства. Его имя стало синонимом извращенности нрава, жестокости и слепого следования похоти. Строго говоря, он был испорчен, еще не родившись – поскольку зачинался, воспитывался и рос в общественной парадигме, от которой передергивает современника.

Культурологический бекграунд истории древнего Рима описывает периоды расцвета и упадка Империи. Немного отвлекаясь от темы, следует сказать, что периоды расцвета и упадка где-либо и когда-либо культурологи особо наловчились иллюстрировать именно на примерах из истории Древнего Рима, поскольку ничто, кроме нее, столь ярко не показывает, что есть упадок и чем он характерен. Упадок равно извращенность, вседозволенность, главенство похоти, промискуитет как самоцель. Для упадка также характерно крайнее пренебрежение к человеческой жизни, включая собственную – но пренебрегали там, в первую очередь, разумеется, чужой. В период упадка главенствовало наслаждение, построенное на насилии. Высокопоставленные римские «шишки» упадка оставили в истории оргии с резким трупным запахом, некрофилию и зоофилию, реки крови – в мирное, вроде бы, время.

Гелиогабал был достойным сыном своей эпохи, его с детства приучили к тому, что ему можно все. Он носил женские одеяния, публично обнажался, был демонстративно бисексуален, спал с рабами-мужчинами. С гордостью заявлял, что даже у продажных женщин не было такого количества любовников, как у него. При этом к своим 19 годам (г.ж. 203-222 н.э) он был уже пять раз женат. Открыто считал честных людей – пропащими, а лживость и неразборчивость в связях – добродетелью. Высшим шиком того времени считалось переспать с рабом, а затем убить его. У него был и своеобразный поведенческий кодекс – показательно то, что он был довольно упорядоченным. Например, Гелиогабал ежедневно что-нибудь дарил своим друзьям, все время якобы за некое злое деяние – добрые он оставлял без подарка. Устраивал странные лотереи, где можно было выиграть десять верблюдов и десять фунтов золота – или десять мух и десять фунтов свинца. За обедом «золотой мальчик» ел пятки верблюдов, павлиньи и соловьиные языки и гребни, срезанные с живых петухов. Мозги фламинго и дроздов, яйца куропаток, печень и сердца краснобородок.

Смерть в туалете
Гелиогабал был настолько поглощен удовольствиями, что государственными делами за него занимались мать Юлия Соэмия и бабка Юлия Меза. "Царевича" это никак не смущало – он разрешал им присутствовать в сенате и голосовать, что ранее было не принято. Довольно причудливо в постулаты и поведенческие нормы Гелиогабала вплелась своеобразная «демократичность» - он давал сенатские должности, не считаясь ни с возрастом, ни с социальным происхождением претендентов. В общем, если смотреть из дня сегодняшнего, парень был более чем странный. Современников в Гелиогабале тоже, мягко говоря, многое не устраивало. Чаша терпения даже ко всему, вроде бы, привыкшего римского общества, переполнилась после того, как царевич приказал убить собственного двоюродного брата Александра. Солдаты подняли мятеж и убили Гелиогабала в отхожем месте, где он пытался спрятаться. Утопили в канализации. Его смерть считается одной из самых унизительных в истории и самой позорной в истории конкретно Рима. Его мать и любовники также были убиты, их тела – изуродованы и демонстративно протащены сквозь весь город, а затем сброшены в сточную канаву (интересно, читали ли римскую историю те, кто разбирался с Каддафи)?
И боги засмеялись…

Насильственную смерть Гелиогабалу предсказали сирийские жрецы и мальчишка-император им поверил. Поэтому он решил застраховать себя от той кончины, которую в итоге все же получил, и приготовил шелковые веревки для удавления, яды в драгоценных камнях и золотые мечи – все необходимое для любого вида суицида в случае подозрений на насильственную смерть. Однако, как мы видим, не пригодилось.
Что же касается картины «Розы Гелиогабала», то главного героя можно увидеть на заднем плане в золотой диадеме, возлежащего в золотой мантии (или халате) на подушках рядом с матерью Юлией. Еще дальше видна статуя Диониса – ее Тадема писал с оригинала, хранящегося в Ватиканском музее. Некоторые критики воспринимают скульптуру как символ насмешки, злой иронии над изображенным сюжетом - греческий бог смотрит на весь этот «беспредел» и радостно хохочет (однако, это лишь личное мнение критиков). Император с нескрываемым любопытством наблюдает за творением рук своих – медленной и мучительной смертью гостей от роз, упавших с тента, подвешенного под потолком и затем отпущенного палачом в свободное и смертельное падение. Мальчишка – единственный «самец» в компании дам-интриганок. По преданию, его целью было отравить гостей запахом роз – и именно розовая масса первой бросается в глаза и занимает превалирующую площадь полотна. Сначала гости удивились внезапному розовому водопаду, затем обрадовались, но розы продолжали и продолжали сыпаться, и эта злая шутка постепенно стала надоедать, а затем пугать. А потом все они умерли. При этом возлегающие на своеобразном «капитанском мостике», наблюдательном ложе, организаторы массового убийства полны злорадства. Они как бы смотрят увлекательный спектакль, который сами срежиссировали, они полны гордости.

Как хороши, как свежи были розы
По словам историков, художник писал картину зимой, и в течение четырех месяцев каждую неделю заказывал во французской Ривьере свежие розы, контролируя живость каждого лепестка. При том, что одной из задач мастера было привнести в полотно дух гниения и разложения – как роз, как и погибших от них людей.
В правой части картины мы видим женское лицо, похожее на лицо второй супруги художника Лауры, и весьма вероятно, что именно она ему и позировала. При жизни Тадемы критики не могли взять в толк, почему автор решил использовать лик жены для столь мрачного произведения.
Что еще вызывает недоумение аналитиков? Во-первых, общепризнанный факт аккуратности и точности Тадемы в подаче исторических тонкостей любой картины в данном случае вызывает много вопросов. Воплощенный им рассказ «Истории Августов» имеет, с точки зрения специалистов, довольно сомнительную историческую ценность. Второй вопрос, возникавший у критиков – нравственный: сюжет картины поистине ужасен, зачем было браться за него вообще?

Украшение спален проституток
Однако, несмотря на приподнятые брови богословов и историков, зритель принял картину «на ура» – и по мнению, например, Сомерсета Моэма, во многом потому, что идеальные пропорции лиц женщин-римлянок на картине как бы намекают, что изображал на самом деле Тадема англичанок – за ним водилась привычка вставлять в полотна образы современников. Викторианцам было приятно, что их отождествляют с великими и благородными образами древности (пускай даже и в контексте упадка, разврата и жестокости).
Совершенно же другое отношение к картине возникло позже – правда, снова не у всех. Олдос Хаксли, например, писал, в свое время, что «…картины, которые викторианцы считали произведениями искусства, всего через несколько десятков лет превратились в порнографию и стали служить украшением спальни проституток».

Тем не менее, исторический факт: рыцарское звание художник получил именно после написания «Роз Гелиогабала» - правда, никем и никогда не подтверждалось, что именно за эту картину.

Автор: Ната Потемкина.
Комментарии