Регистрация

Музей Орсе празднует своё 30-летие в антураже Второй империи

Мне нравится5       0  

Своеобразно отмечает юбилей одна из главных галерей Франции, известная прежде всего своим собранием работ импрессионистов и постимпрессионистов. В честь своего 30-летия Музей Орсе открыл выставку «Ошеломляющая Вторая империя, 1852 — 1870» - блистательное исследование противоречий эпохи с помощью картин, скульптур, фотографий, архитектурной графики, предметов искусства и ювелирных изделий.

«Ошеломляющая Вторая империя» ставит эстетические и социальные вопросы, актуальные и сейчас: искусство как демонстрация власти, личность и её изображение, вкус к вещам и убранству, публичным увеселениям и масштабным художественным событиям вроде Салонов и Всемирных выставок.
Вид экспозиции «Ошеломляющая Вторая империя, 1852 — 1870» в Музее Орсе. Фото: Sophie Boegly / Artdaily.com
Видеоролик выставки (ниже) — просто квинтэссенция роскоши и блеска эпохи. Обыгрывают и само событие в музее: выставку сопровождают концерты, вспоминают и о балах.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Наполеон III, император Франции


Диктаторское правление императора Наполеона III, последнего монарха Франции, ознаменовалось социальными потрясениями и позорной войной с Пруссией. В своих романах Эмиль Золя описал эту эпоху полной веселья, скандалов и пороков. Но это было также время великолепия, экономической эйфории, показной пышности и многочисленных политических, экономических, религиозных и художественных торжеств. Сейчас 1850-е годы рассматриваются как «ключевой момент рождения современной Франции».

Это был также период морального и эстетического кризиса, новых веяний, взламывающих старые культурные рамки; двух конфликтующих течений — чрезмерного украшательства и стремления к реализму, — которые определили значительную часть французского искусства 1850-х — 1860-х годов.


Слева: Франц Ксавер Винтерхальтер, «Наполеон III, император Франции» (1855)

Наполеон III пытался создать образ достойного наследника своего дяди, а императрица Евгения — идеальной «первой леди», поглощённой благотворительностью. Монарх использовал любые династические и политические события, ознаменовавшие его правление, чтобы укрепить свой хрупкий режим. Крещение принца в 1856 году — на выставке в Орсе представлена великолепная колыбель, подаренная Наполеону муниципалитетом Парижа — стало наивысшей точкой царствования после успеха Всемирной выставки 1855 года и побед в Крыму.
Жан Батист Карпо. Костюмированный бал во дворце Тюильри
Пьер Тетар ван Эльвен. Ночной бал в Тюильри 10 июня 1867 года по случаю визита иностранных монархов на Всемирную выставку
  • Жан Батист Карпо, «Костюмированный бал во дворце Тюильри» (1867)
  • Пьер Тетар ван Эльвен, «Ночной бал в Тюильри 10 июня 1867» (1867)
Богатый средний класс заказывал бесконечные картины, скульптуры и фотографические портреты. Столкнувшись с таким высоким спросом, одни художники (например, Жан Огюст Доменик Энгр и Ипполит Фландрен) творили в неоклассических традициях, другие обращались к новым источникам вдохновения. Для Франца Ксавьера Винтерхальтера таковым стала английская живопись, для Жана-Батиста Карпо — французское барокко×
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен  - истинные сокровища.
читать дальше
.
В ответ на нарциссические фотовыставки такие живописцы как Кустав Курбе, Эдуар Мане, Клод Моне и Эдгар Дега стали создавать реалистические образы «личности в интерьере». А приходом моды на курорты — от Довиля до Биаррица — появилась и новая живопись, которую олицетворяли картины тех же Дега, Моне, а также Эжена Будена и Огюста Ренуара.
Во времена Второй империи парижская жизнь пульсировала на балах, вечерах и в салонах, которые организовывали самые ослепительные дома. Память об этих увеселениях сохранили в нескольких крупных акварелях Эжен Лами и Анри Барон. Это общество культивировало вкус к живым картинам, переодеваниям и костюмированным балам-маскарадам, где можно было скрыть свою личность, где смешивался бомонд и полусвет.
Местом официального признания и скандалов стал Салон скульптуры и живописи — поле эстетических боёв и огромный рынок для нового среднего класса. В 1863 году Наполеон III, столкнувшись с протестами художников, не принятых жюри, создал параллельный «Салон отверженных», что было актом значительной либерализации. Теперь в Музее Орсе картины вывешены на разных уровнях, как это было принято в XIX веке, и посетители могут увидеть поразительную разницу между, например, «Завтраком на траве» Клода Моне и «Рождением Венеры» Александра Кабанеля.
Выставка «Ошеломляющая Вторая империя, 1852 — 1870» в Музее Орсе продлится до 15 января 2017 года.
По материалам официального сайта Музея Орсе и artdaily.com. Главная иллюстрация: Жан Огюст Доменик Энгр, фрагмент «Портрета мадам Муатесье» (1844 — 1856)
Комментировать Комментарии  2
HELP