войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина

Искусство этого художника невозможно представить без всепроникающей улыбки, обнажающей его «редкостное умение показать, как много интересного и смешного в обыкновенных человеческих действиях: в том, как люди едят, пьют, загорают…». В выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате проходит выставка Улыбка и жизнь! Графический кодекс Леонида Сойфертиса", приуроченная к 105-летию со дня рождения одного из интереснейших и неординарных мастеров графики ХХ века.
Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина
На выставке, организованной галереей ГРОСart совместно с Государственным музеем А.С.Пушкина, представлено более 60 работ 1930-х-1970-х годов из собрания семьи Леонида Сойфертиса, а также из частных коллекций. Многие из произведений, входящих в его популярные серии «Старая Москва», «Метро», «Московские жанры», «Спорт», экспонируются впервые.
Леонид Сойфертис. «Арбузы». 1979
Леонид Сойфертис. «Арбузы». 1979
Леонид Сойфертис (1911—1996) прошел цельный, интенсивный и последовательный в своем профессиональном совершенствовании путь. Перебравшись в 1930 году в российскую столицу из Харькова, он еще до войны зарекомендовал себя как талантливый художник газет и журналов, неутомимо оживлявший своими рисунками такие популярные издания, как «Комсомольская правда», «Прожектор», «Огонек», «Смена» и «Крокодил». Удивительно «живые» работы значительно превосходили формат «агитки на злобу дня»! В годы Великой Отечественной войны Леонид Сойфертис — сотрудник фронтовой газеты, участник обороны Одессы и Севастополя.
Леонид Сойфертис. «Городки». 1969
Леонид Сойфертис. «Городки». 1969
В своем творчестве Леонид Сойфертис оказывается приверженцем как бы сформулированного им самим строгого графического кодекса, который, по верному замечанию одного из критиков, «определяется пластической достоверностью жеста, образа, а не литературной интригой».

Упорно отстаивая принципы человечности, которой порой так не хватает современному искусству, Сойфертис выглядит подлинным аристократом графического мастерства, настоящим убежденным рыцарем своей профессии.
Леонид Сойфертис. «Вундеркинд». 1952
Леонид Сойфертис. «Вундеркинд». 1952
Улыбка и тонкая ирония не только определяет пластические и сюжетные нюансы произведений Сойфертиса, но и отражает саму эволюцию его творчества, отличаясь большей карикатурной остротой в 1930-е годы, становясь тоньше и лиричнее в сериях военной графики, претерпевая некую романтизацию повседневности в работах 1950-х-1970-х годов.
Леонид Сойфертис, «Маникюр». 1938
Леонид Сойфертис, «Маникюр». 1938
«…Хотя „Крокодил“ собрал очень мощных и разнообразных художников, там всякое встречается — есть и комиксы, есть некарикатурные рисунки, есть великолепная графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
и, наконец, есть просто гениальные зарисовки жизни. При всем вранье и пропаганде, журнал очень точно отражал свое время. То есть почти всю советскую жизнь. Это — довольно жуткая, хотя местами и смешная летопись» — так охарактеризовала «Крокодил» Светлана Дорошева, художник-иллюстратор, принимавшая участие в подготовке проекта «История глазами Крокодила. ХХ век». Говорит Светлана и о художниках, создававших работы… Поклонникам современной книжной иллюстрации предлагаем прочесть наше полное (разумеется, иллюстрированное) интервью со Светланой Дорошевой.
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 13, 1953 год
Здесь и ниже — иллюстрации Леон
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 13, 1953 год
Здесь и ниже — иллюстрации Леонида Сойфертиса со страницы Сфетланы Дорошевой в соцсети Фейсбук
Способность Леонида Сойфертиса постоянно внутренне улыбаться всему происходящему наделяет его графические композиции такой свободой и непосредственностью воплощения, которые воспринимаются завидной визитной карточкой искусства этого московского художника. На фоне насыщенного и динамичного развития отечественного графического искусства в ХХ веке творчество Леонида Сойфертиса уже давно вызывает заслуженный интерес.
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 4, 1936 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 4, 1936 год
Рекомендуемые художники
Вот что писал о Леониде Сойфертисе всвоих «Литературных портретах» его современник, писатель Валентин Катаев: «Народ знает и любит Сойфертиса. Прежде всего, он очень оригинален. Его индивидуальность неповторима. Сойфертиса всегда можно узнать среди десятков других мастеров. Тонкая, гармоничная линия. Скупость, лаконичность и много воздуха. Простая, как бы эскизная и вместе с тем очень законченная композиция. Острый карандаш. Перо. Легкая акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
. Излюбленная форма художника — жанровые зарисовки. Сойфертис никогда не расстается с блокнотом. Он рисует всегда и везде».
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 7, 1936 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 7, 1936 год
Выставка «Улыбка и жизнь! Графический кодекс Леонида Сойфертиса» работает до 2 октября 2016 года.
А для тех, кто выставку посетить не сможет, ниже мы публикуем еще несколько замечательных работ Леонида Сойфертиса.
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 10, 1946 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 10, 1946 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 18, 1973 год
Леонид Сойфертис. Иллюстрация для журнала «Крокодил», № 18, 1973 год
Леонид Сойфертис, «На пляже»
Леонид Сойфертис, «На пляже»
Леонид Сойфертис, «На скамейке»
Леонид Сойфертис, «На скамейке»
Леонид Сойфертис, «Коляски»
Леонид Сойфертис, «Коляски»
Леонид Сойфертис, «Защитники»
Леонид Сойфертис, «Защитники»
Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина
Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина
Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина
Улыбка и жизнь: рисунки Леонида Сойфертиса в Государственном музее А.С. Пушкина
Рекомендуемые работы
Ольга Шацкая. Фрида Кало
Фрида Кало
2024, 90×60 см
$851
Оригинал
Сергей Пляскота. Овощное рагу с соевым соусом, долгоносиком и  кольраби
  • Реклама
Овощное рагу с соевым соусом, долгоносиком и кольраби
2024, 100×120 см
$4 000
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 452
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$280
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$200
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$320
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$501
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$451
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Леонид Сойфертис, «Уборка эскалатора»
Леонид Сойфертис, «Уборка эскалатора»
При подготовке материала использован пресс-релиз Государственного музея А.С. Пушкина.
Титульная иллюстрация: Леонид Сойертис, «В бане».