для живописи.
Экспозиция, организованная совместно с музеем Крёллер-Мюллер, рассказывает историю пуантилизма с момента его создания в 1886 году. Выставка начинается с ранних новаторских работ Жоржа Сёра, Поля Синьяка и Тео ван Рейссельберге, проводит дугу к Анри Эдмону Кроссу, который трансформировал точки в крошечные квадраты и мозаики. Затем повествование переходит к шедеврам Винсента Ван Гога, ярким краскам фовистов, пятнам в кубистических работах Пабло Пикассо и абстрактным произведениям Пита Мондриана.
Слева: Тео ван Рейссельберге, «Сидящая обнажённая» (1905). Коллекция галереи Альбертина
Синьяк после смерти Сёра начал вместе с Анри Кроссом усиливать световые контрасты и яркость, ввёл термин «дивизионизм». Его маленькие, системно расположенные точки вскоре превратились в линии. Тем самым Синьяк освободил художников от обязательных точек и молодое поколение, в том числе Анри Матисс и его окружение, а также Пит Мондриан вырвались из жёсткой системы Сёра.
Слева: Андре Дерен, «Мост Ватерлоо» (1906). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Нечто подобное случилось и с дивизионизмом в творчестве Анри Матисса. Основатель фовизма обращался к этой технике дважды — в 1897-м и в 1898 годах. Но вскоре, как и Ван Гог, Матисс и примкнувший к его движению Пит Мондриан отошли от пуантилизма. Последний под влиянием люминиста Яна Торопа начал экспериментировать прежде всего со световыми эффектами, опираясь на выразительные работы Ван Гога и анархическое искусство фовистов.
Слева: Анри Матисс, «Попугайные тюльпаны» (1905). Галерея Альбертина, Вена
Пабло Пикассо также привлекли новаторские идеи пуантилизма. В общей сложности трижды — в 1901-м, 1914-м и 1917 годах — испанский художник заигрывал с идеями Сёра и вводил точки в свои работы. В первый раз его мотивом было желание соответствовать времени. Позже он использовал свободно расположенные точки в так называемом «рококо кубизме». В последний раз Пикассо обратился к этой технике в своём шедевре «Возвращение с крещения» (1917).
Слева: Пабло Пикассо, «Испанская танцовщица» (1901). Коллекция Нахмада, Монако