Национальная галерея в Праге представляет ретроспективу одного из основоположников примитивизма и наивного искусства Анри Руссо. Экспозиция «Таможенник Руссо: потерянный рай художника», включающая ключевые шедевры мастера, до середины января 2017 г. разместилась в самом центре города — во дворце Кинских на Староместской площади.
Экспозиция уже побывала в Венеции, гостила и в Париже: событию мы посвятили отдельный обзор. А в Чехии она реализована в сотрудничестве с Музеем Д’Орсе, и ее дополняют работы известных чешских художников из музеев и частных коллекций: Отто Гутфрёйнда, Яна Зрзавого и других мастеров.
Карьер
1897, 85×102 см
«Привезли практически все ключевые работы… включая такие топовые шедевры, такие, как «Война» и «Заклинательница змей». Знаменитые тропические пейзажи, разумеется, тоже присутствуют. Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что выставок такого уровня в Праге не было со времен легендарной выставки Родена больше ста лет тому назад," - пишет в своем блоге известный фотограф Вова Поморцев, живущий в Праге.
Заклинательница змей
1907, 190×169 см
Видеоанонс выставки приглашает зрителей совершить необыкновенное, мистическое путешествие
в поисках потерянного рая Анри Руссо
в поисках потерянного рая Анри Руссо
Художник и его жена
1095, 56.5×65 см
Анри Руссо (Henri Julien Felix Rousseau, 1844 — 1910) — предтеча постмодернизма, пуантилизма и концептуализма — был самоучкой, простым сотрудником таможни (отсюда и прозвище). Он интуитивно следовал законами перспективы, передавая её с помощью оттенков и изменения цвета по мере удаления от объектов. Его воображаемые миры, полные густых зарослей, травы и кустов выше человеческого роста, буйных расцветок и неожиданных объектов, привлекали внимание посетителей Салона Независимых и заслужили высокую оценку Поля Синьяка, Одилона Редона, Камиля Писсарро, Поля Гогена и Пабло Пикассо.
Среди богемной молодежи пользовались популярностью так называемые «вечера у Таможенника». Руссо приглашал художников, поэтов и просто приятелей, музицировал им, показывал свои картины. И совершенно не реагировал на то, что большинство этих приятелей приходят посмеяться над ним.
…Подруга Пикассо Фернанда Оливье вспоминала: «Он легко краснел, когда кто-то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстраненно и просто не решается высказать свои мысли». Но не всё так однозначно. Простак Руссо состоял в масонском ордене… Подробную биографию художника читайте в Артхиве
…Подруга Пикассо Фернанда Оливье вспоминала: «Он легко краснел, когда кто-то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстраненно и просто не решается высказать свои мысли». Но не всё так однозначно. Простак Руссо состоял в масонском ордене… Подробную биографию художника читайте в Артхиве
«Руссо — совершенство наивного образа жизни», — так характеризовал его Пикассо. Шумные компании наполняли его дом, надушенные дамы в узких перчатках манерничали, франтоватые щеголи строили из себя прожженных знатоков жизни и пытались выглядеть особо остроумными на фоне этого смешного старика. На один из вечеров к Руссо пришел познакомиться Ван Гог. Пока богемная молодежь хохотала и язвила, он был молчаливым и серьезным. Остался, когда все ушли, и тихо сказал: «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник».
Пейзаж с дирижаблем
1907, 46.1×55 см
«Скромный таможенный служащий (отсюда прозвище „Таможенник“) распространял легенду о том, что во время службы в армии побывал в Мексике — ведь надо же было как-то объяснить, откуда возник весь этот мир буйных зарослей, огромных, выше человеческого роста, сказочных цветов и диких, библейских схваток животных…» — и еще 10 ярких фактов к юбилею «Таможенника».
Голодный тигр набрасывается на буйвола
1908, 170×189.5 см
Картину «Голодный тигр набрасывается на буйвола» (1908 г.) в Прагу привезли из Художественного музея Кливленда, США.
Ева
1907, 61×46 см
Из описания в Артхиве картины «Война (Всадница раздора)», помещенного на странице картины.
«Когда Анри Руссо встретил свою вторую любовь, Жозефину, она была замужем за скверным типом, месье Тансере, который беспробудно пил и поколачивал женщину. Что мог сделать художник? Кое-что мог. Он изобразил супруга любимой в виде трупа — бородач справа, на груди которого уже пристроился ворон, выклевывающий ему глаза, — это и есть муж Жозефины. По слухам, собратья Руссо по масонской ложе осудили этот приём. Однако результаты он принес, магия живописи не делает холостых выстрелов: через некоторое время муж Жозефины, будучи пьяным, умер в придорожной канаве…
Себя художник тоже изобразил на этой картине. Он здесь — единственное, кроме всадницы и птиц, живое существо. Справа, на переднем плане лежит человек с открытыми глазами. С одной стороны, это торжество жизни — всадница раздора проносится над ним, вокруг трупы, а он — жив. С другой — признание, сажем так, недолговечности этого явления. Долго ли ему оставаться в живых, если война несется над ним?..»
«Когда Анри Руссо встретил свою вторую любовь, Жозефину, она была замужем за скверным типом, месье Тансере, который беспробудно пил и поколачивал женщину. Что мог сделать художник? Кое-что мог. Он изобразил супруга любимой в виде трупа — бородач справа, на груди которого уже пристроился ворон, выклевывающий ему глаза, — это и есть муж Жозефины. По слухам, собратья Руссо по масонской ложе осудили этот приём. Однако результаты он принес, магия живописи не делает холостых выстрелов: через некоторое время муж Жозефины, будучи пьяным, умер в придорожной канаве…
Себя художник тоже изобразил на этой картине. Он здесь — единственное, кроме всадницы и птиц, живое существо. Справа, на переднем плане лежит человек с открытыми глазами. С одной стороны, это торжество жизни — всадница раздора проносится над ним, вокруг трупы, а он — жив. С другой — признание, сажем так, недолговечности этого явления. Долго ли ему оставаться в живых, если война несется над ним?..»
Война (Всадница раздора)
1894, 195×114.5 см
Выставка работ Анри Руссо в Праге продлится до 15 января 2017 г.
Титульная иллюстрация: «Тропический лес с обезьяной и змеей», Анри Руссо