Описание картины «Автопортрет»
Анри Руссо хотел написать свой
«Портрет-пейзаж» по всем нормам академической живописи. Строгая черно-белая одежда, полуанфас. Фигура художника кажется огромной по отношению к остальным элементам картины. В подобном стиле написан также известный
«Портрет Ядвиги», спасенный от забвения Пикассо. Великий кубист приобрел его в одном небольшом магазинчике по цене холста, за 5 франков. Торговец убеждал Пикассо, что с таким хорошим холстом он еще сможет поработать… «Портрет Ядвиги» стал одной из любимейших картин Пикассо.
Несоотнесенность размеров на автопортрете словно разбивает полотно на две части: собственно, как и следует из названия: портрет и пейзаж. За спиной художника – Париж, мост через Сену, небольшие домики, Эйфелева башня и корабль с мачтой, увешанной флагами разных стран, воздушный шар в небе. На парапете – пара, которая кажется совсем крошечной по сравнению с фигурой художника. Сам он возвышается над миром и одновременно – отгорожен от него. Руссо абсолютно точно передал свои собственные отношения с миром – он в него не вписывался, был «слишком» для него. Слишком пожилым для авангардистов, слишком необразованным для академических художников, слишком простым и наивным – поэтому дважды оказывался в ситуации, когда ему грозило тюремное заключение, но оба раза умудрялся его избежать.
Взгляд художника одновременно наивен и глубок, умен. И снова, как в истории его жизни, возникает вопрос: он не понимал, когда над ним смеялись, или он понимал гораздо больше?
Портрет написан в 1890 году, но правкам он подвергался еще 11 лет. Сначала на палитре в руках художника появилось имя его первой жены Клеманс, потом – имя Жозефины, второй супруги. В 1901 году завершающим изменением стал значок преподавателя Филотехнической школы на лацкане пиджака. А еще Руссо добавлял седины своем портрету по мере увеличения количества седых волос у него самого.
Автор: Алена Эсаулова