Этот год вполне мог бы назваться именем Фрэнсиса Бэкона, если бы уже не был посвящён Иерониму Босху. Судите сами: для работ британского художника этим летом и осенью отвели свои залы три крупных европейских музея. «Невидимые комнаты» в галерее Тейт Ливерпуль, «Фрэнсис Бэкон: Монако и французская культура» в Гримальди форуме и она же — в Музее Гуггенхайма в Бильбао, но видоизменённая и под названием «Фрэнсис Бэкон от Пикассо до Веласкеса», предлагают разные взгляды на творчество самого загадочного фигуративного живописца послевоенного периода.
«Творческий процесс — это коктейль из инстинкта, мастерства, культуры и чрезвычайной созидательной лихорадочности. Это не похоже на наркотик, это особое состояние, когда всё происходит очень быстро, смешиваются сознательное и бессознательное, страх и удовольствие. Это немного похоже на занятие любовью, физический акт любви» (Фрэнсис Бэкон)
Фрэнсис Бэкон (1909 — 1992) родился в семье отставного военного, потомка крупного английского государственного деятеля и философа Фрэнсиса Бэкона. Отец будущего художника отличался суровыми взглядами на воспитание и выгнал из дому 17-летнего сына, застав его в нарядах матери. В 19 лет юноша отправился во Францию, где впервые увидел картины Пабло Пикассо в галерее Поля Розенберга. Это и побудило его заняться живописью. Влияние Пикассо и других испанских живописцев станет отправной точкой для выставки в Музее Гуггенхайма в Бильбао.
Слева: Фрэнсис Бэкон, «Набросок для автопортрета» (1976). Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней
«Пикассо — это причина, по которой я пишу. Он — отец, который дал мне желание рисовать» (Фрэнсис Бэкон)
Три эскиза для распятия
Март 1962, 198.1×144.8 см
Следующей одержимостью Бэкона стал «Портрет
папы Иннокентия X» (1650) кисти ещё одного великого испанца, Диего Веласкеса. Британский художник впервые увидел полотно воочию в Риме в 1954 году, и за последующие примерно 10 лет создал 45 собственных вариантов картины.
Портрет Папы Иннокентия Х
1650, 140×120 см
«Веласкес нашёл безупречный баланс между идеальным изображением, которое должен был сделать, и ошеломляющими переживаниями, которые он пробуждает у зрителя» (Фрэнсис Бэкон)
Именно этот шквал эмоций Бэкон передал в серии своих «Кричащих пап». Они сидят в креслах, как и прототип XVII века, но раскрытые рты создают впечатление крика, который заглушают тяжёлые и тёмные драпировки. Французский философ Жиль Делёз назвал «пап» Бэкона примером «творческого переосмысления классического произведения».
Этюд по мотивам Веласкеса
1950, 198×137 см
Помимо картин Пикассо и Веласкеса в ретроспективу Бэкона в Музее Гуггенхайма в Бильбао включены шедевры других испанцев, в частности, Эль Греко и Франсиско де Сурбарана. Примерно 90 холстов британца и ещё порядка 20-ти работ его предшественников займут восемь больших залов галереи.
Выставка «Фрэнсис Бэкон от Пикассо до Веласкеса» откроется 30 сентября 2016-го и продлится до 8 января 2017 года.
Пока же картины Бэкона «гостят» в княжестве Монако, где кураторы Гримальди-форума изучают другой аспект его творчества — влияние французской культуры. Британский живописец был страстным франкофилом, и значительную часть жизни провёл во Франции и Монако. В парижской студии с 1974 по 1984 годы он создал несколько портретов своих друзей, в том числе — писателя Мишеля Лейриса и поэта Жака Дюпена.
Портрет Мишеля Лейриса
1976, 34×29 см
И хотя Бэкону были посвящены две крупные прижизненные ретроспективны на родине, в лондонской галерее Тейт (в 1962 и 1985 годах), самой важной в своей карьере он считал персональную экспозицию в парижском Гран-Пале в 1971 году. До него лишь один художник удостаивался чести быть при жизни выставленным в Большом Дворце — Пикассо (1966 год).
Сейчас в центре выставки в Гимальди-форуме находятся крупные триптихи Бэкона — его любимая художественная форма. «Я вижу изображения последовательно», — подчёркивал он. Другие менее известные произведения сгруппированы по темам с прямыми или косвенными отсылками к Франции и Монако.
Три этюда для фигур в постели
1972, 198×147.5 см
Рядом выставлены работы великих мастеров, повлиявших на британского живописца: Альберто Джакометти, Фернана Леже, Хаима Сутина, Анри де Тулуз-Лотрека, Жана Люрса, Анри Мишо и других. Основные экспонаты прислали галерея Тейт в Лондоне, британская Arts Council Collection, Художественная галерея Нового Южного Уэльса в Сиднее, Центр Помпиду в Париже, а также многие частные коллекционеры.
«Картины помогают мне находить и реализовывать идеи. Я просматриваю сотни самых разных, контрастирующих образов, и отщипываю от них детали, а как люди, которые едят с тарелок друг у друга» (Фрэнсис Бэкон)
Выставка «Фрэнсис Бэкон: Монако и французская культура» в Гримальди-форуме продлится до 4 сентября.
По материалам официальных сайтов Музея Гуггенхайма в Бильбао и Гримальди форума. Главная иллюстрация: Фрэнсис Бэкон, «Триптих» (1987)