«Олимпия», самая знаменитая картина Эдуарда Мане, после успешной выставки в ГМИИ им. Пушкина сменила свою дислокацию: теперь ее можно увидеть в Государственном Эрмитаже.
Если в Москве «Олимпию» сопровождали работы Поля Гогена и Джулио Пиппи, то в Санкт-Петербурге широкий исторический контекст развития образа обнаженной женщины представили в вариациях искусства Возрождения, барокко
и Нового времени. Тема обозначена выдающимся творением Тициана «Даная», двадцатью гравюрами по работам великих венецианцев и французских художников XVII—XIX столетий, и рисунком Франсуа Буше из коллекции Эрмитажа.
Тициан (Тициано Вечеллио), «Даная». Около 1554 г.
Позднейшие обращения романтиков или мэтров Салона изящных искусств к образу обнаженной женщины позволяют глубже и точнее оценить смелость Мане в преодолении салонно-академической рутины и невероятном прорыве к правде новой живописи. Формально все произведения эрмитажной выставки уместно отнести к одному жанру, какие бы персонажи ни были в них задействованы — исторические или современные. Отсутствие одежд - только это качество определяет их принадлежность жанру ню
(фр. nu).
Испуганная нимфа
1861
В творчестве Мане созданию «Олимпии» предшествовали «Нимфа, застигнутая врасплох» (1859−1861, Музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес), первая работа в жанре ню
, исполненная в натуральную величину, и «Завтрак на траве», вызвавший бурю негодования в знаменитом Салоне Отверженных 1863 года. К «Олимпии» он приступил по его окончании.
Завтрак на траве
1863, 208×264 см
«Олимпию» Мане представил в Салоне 1865 года, где она стала причиной скандала: публика и критики увидели в ней неприкрытое попрание приличий, а ее показ — дерзким вызовом. По всем правилам, произведение, допущенное к показу решением жюри, нельзя было удалить до окончания Салона. Опасаясь, что разъяренные зрители могут повредить картину, дирекция приставила к ней двух охранников. Ни одна картина, публично показывавшаяся прежде, не вызывала такого потока карикатур и изобразительных откликов, как «Олимпия».
Олимпия
1863, 130.5×190 см
«Олимпия», как тема и композиция, еще долго не отпускала Мане даже после Салона 1865 года. Через два года он вернулся к ее вариациям в гравюре, а спустя еще год включил ее изображение в качестве детали фона в работе «Портрет Эмиля Золя» (1868, Музей Орсэ). Этот портрет
он подарил писателю в благодарность за умелую защиту его репутации, предпринятую, правда, после завершения Салона.
А вариации темы можно увидеть на четвертом этаже Главного штаба в Эрмитаже, где открылась дополнительная экспозиция гравюр Эдуарда Мане, приуроченная к выставке.
А вариации темы можно увидеть на четвертом этаже Главного штаба в Эрмитаже, где открылась дополнительная экспозиция гравюр Эдуарда Мане, приуроченная к выставке.
К выставке подготовлена книга «Эдуард Мане. „Олимпия“. Тема и вариации» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016). Автор текста — куратор выставки, доктор искусствоведения Альберт Григорьевич Костеневич.
Посетить выставку «Эдуард Мане, „Олимпия“. Тема и вариации» в Государственном Эрмитаже можно
до 30 октября 2016 г.
до 30 октября 2016 г.
Титульная иллюстрация: Эдуард Мане, «Олимпия» (фрагмент).
При подготовке материала использован пресс-релиз Государственного Эрмитажа.
При подготовке материала использован пресс-релиз Государственного Эрмитажа.