Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста

В Берлине готовятся впечатлить публику «Эпохой Веласкеса»

Мне нравится1       0  
El Siglo de Oro — Золотой век испанского искусства — это одна из самых важных и популярных глав в истории европейской культуры. Этим летом в Берлине пройдёт невиданная по масштабам выставка испанской живописи и скульптуры XVII века — впервые за пределами Испании целая эпоха будет представлена во всём своём многообразии и блеске. «El Siglo de Oro: Эра Веласкеса» соберёт 150 шедевров Диего Веласкеса, Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, а также менее известных мастеров, например, Алонсо Кано и Грегорио Фернандеса.
Многие экспонаты ещё ни разу не выставлялись на территории Германии. Главная задача экспозиции — сравнение развития живописи и скульптуры того периода.
Искусство в Испании XVII века было неразрывно связано с политическими и социальными событиями. Его расцвет достиг апогея, но само государство — некогда самое влиятельное в Европе — столкнулось с кризисом власти и усилением протестантизма. Внутри страны развивался конфликт между монархами и церковью, а потому визуальный язык служил в основном инструментом политической пропаганды. Его задачей было поддержание иллюзии прочности и стабильности.
Выставка «El Siglo de Oro: Эра Веласкеса» разделена на три тематических блока. Первый посвящён важнейшим центрам живописи и скульптуры периода правления Филиппа III (1598 — 1621). Особое место тогда занимала кастильская столица Толедо, где значительную роль играли Эль Греко, Хуан Санчес Котан и выходец из Мадрида Хуан Ван дер Амен. Последние двое оказали влияние на распространение таких жанров как натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше и бодегон (сцены в трактирах и лавочках).


Переезд королевского двора в Мадрид в середине XVI века дал толчок бурному развитию региона, который стал естественным центром притяжения художников. Они постепенно освободились от доминировавших ранее итальянских влияний, привнося в свои картины традиционную испанскую набожность.

Временное пребывание двора в Вальядолиде (с 1601 по 1606 годы) отмечено возникновением там независимой кастильской школы скульптуры, которая практически полностью сосредоточилась на религиозной тематике. Передовой фигурой в этом центре был Грегорио Фернандес, пожалуй, самый интересный испанский скульптор столетия.

Слева: Эль Греко, «Непорочное зачатие» (1613). Собор Сан-Николас-де-Бари, Толедо

Грегорио Фернандес, «Восхождение на Голгофу» (ок. 1610). Национальный музей скульптур, Вальядолид
Ещё одним крупным художественным центром была Валенсия, где наиболее влиятельным мастером был Франсиско Рибальта, в мастерской которого учился Хосе де Рибера. А в богатой и космополитичной Севилье Франсиско Пачеко и Хуан де Роэльяс были учителями и вдохновителями самых значимых художников следующего поколения — Веласкеса, Сурбарана и Мурильо.
  • Бартоломе Эстебан Мурильо, «Успение Богородицы» (1665 - 1668)
  • Хосе де Рибера, «Голова с повязкой» (ок. 1630)
Во втором разделе основное внимание уделено Золотому веку и его взаимосвязям с политическими и религиозными элитами времён Филиппа IV (1621 — 1665). Самыми выдающимися представителями этого периода был Диего Веласкес в Мадриде, Франсиско де Сурбаран и Алонсо Кано — в Севилье. Последний в середине века вернулся в родную Гранаду, где проявились его таланты не только художника, но и скульптора и даже архитектора.
Последний раздел посвящён художественной жизни Мадрида в контексте демографических, экономических и политических событий при Карле II (1661 — 1700). Почти все другие крупные испанские города потеряли экономическую мощь, и это привело к существенному снижению уровня меценатства в провинциях.

Особое внимание в этом секторе выставки уделяется четырём художникам, пользовавшимся успехом при дворе, — это Франсиско де Эррера Младший, Франсиско Рицци, Клаудио Коэльо и придворный портретист Хуан Карреньо де Миранда. В Севилье же двумя влиятельными фигурами «высокого барокко» были Бартоломе Эстебан Мурильо и Хуан де Вальдес Леаль.
  • Бартоломе Эстебан Мурильо, «Ecce Homo» (1670)
  • Диего Веласкес, «Шут Диего де Аседо» (1635)
Выставка «El Siglo de Oro: Эра Веласкеса» в Картинной галерее Берлина пройдёт с 1 июля по 30 октября, а затем переедет в Мюнхен (25 ноября 2016 — 26 марта 2017).
По материалам официального сайта Картинной галереи Берлина. Главная иллюстрация: Диего Веласкес, «Три музыканта» (1618)
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP