El Siglo de Oro — Золотой век испанского искусства — это одна из самых важных и популярных глав в истории европейской культуры. Этим летом в Берлине пройдёт невиданная по масштабам выставка испанской живописи и скульптуры XVII века — впервые за пределами Испании целая эпоха будет представлена во всём своём многообразии и блеске. «El Siglo de Oro: Эра Веласкеса» соберёт 150 шедевров Диего Веласкеса, Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо, а также менее известных мастеров, например, Алонсо Кано и Грегорио Фернандеса.
Многие экспонаты ещё ни разу не выставлялись на территории Германии. Главная задача экспозиции — сравнение развития живописи и скульптуры того периода.
Святой Мартин и нищий
193.5×103 см
Искусство в Испании XVII века было неразрывно связано с политическими и социальными событиями. Его расцвет достиг апогея, но само государство — некогда самое влиятельное в Европе — столкнулось с кризисом власти и усилением протестантизма. Внутри страны развивался конфликт между монархами и церковью, а потому визуальный язык служил в основном инструментом политической пропаганды. Его задачей было поддержание иллюзии прочности и стабильности.
Цветочный натюрморт
1670, 85×105 см
Выставка «El Siglo de Oro: Эра Веласкеса» разделена на три тематических блока. Первый посвящён важнейшим центрам живописи и скульптуры периода правления Филиппа III (1598 — 1621). Особое место тогда занимала кастильская столица Толедо, где значительную роль играли Эль Греко, Хуан Санчес Котан и выходец из Мадрида Хуан Ван дер Амен. Последние двое оказали влияние на распространение таких жанров как натюрморт
и бодегон (сцены в трактирах и лавочках).
Переезд королевского двора в Мадрид в середине XVI века дал толчок бурному развитию региона, который стал естественным центром притяжения художников. Они постепенно освободились от доминировавших ранее итальянских влияний, привнося в свои картины традиционную испанскую набожность.
Временное пребывание двора в Вальядолиде (с 1601 по 1606 годы) отмечено возникновением там независимой кастильской школы скульптуры, которая практически полностью сосредоточилась на религиозной тематике. Передовой фигурой в этом центре был Грегорио Фернандес, пожалуй, самый интересный испанский скульптор столетия.
Слева: Эль Греко, «Непорочное зачатие» (1613). Собор Сан-Николас-де-Бари, Толедо
Грегорио Фернандес, «Восхождение на Голгофу» (ок. 1610). Национальный музей скульптур, Вальядолид
Ещё одним крупным художественным центром была Валенсия, где наиболее влиятельным мастером был Франсиско Рибальта, в мастерской которого учился Хосе де Рибера. А в богатой и космополитичной Севилье Франсиско Пачеко и Хуан де Роэльяс были учителями и вдохновителями самых значимых художников следующего поколения — Веласкеса, Сурбарана и Мурильо.
Во втором разделе основное внимание уделено Золотому веку и его взаимосвязям с политическими и религиозными элитами времён Филиппа IV (1621 — 1665). Самыми выдающимися представителями этого периода был Диего Веласкес в Мадриде, Франсиско де Сурбаран и Алонсо Кано — в Севилье. Последний в середине века вернулся в родную Гранаду, где проявились его таланты не только художника, но и скульптора и даже архитектора.
Марс
1640, 181×99 см
Последний раздел посвящён художественной жизни Мадрида в контексте демографических, экономических и политических событий при Карле II (1661 — 1700). Почти все другие крупные испанские города потеряли экономическую мощь, и это привело к существенному снижению уровня меценатства в провинциях.
Особое внимание в этом секторе выставки уделяется четырём художникам, пользовавшимся успехом при дворе, — это Франсиско де Эррера Младший, Франсиско Рицци, Клаудио Коэльо и придворный портретист Хуан Карреньо де Миранда. В Севилье же двумя влиятельными фигурами «высокого барокко» были Бартоломе Эстебан Мурильо и Хуан де Вальдес Леаль.
Особое внимание в этом секторе выставки уделяется четырём художникам, пользовавшимся успехом при дворе, — это Франсиско де Эррера Младший, Франсиско Рицци, Клаудио Коэльо и придворный портретист Хуан Карреньо де Миранда. В Севилье же двумя влиятельными фигурами «высокого барокко» были Бартоломе Эстебан Мурильо и Хуан де Вальдес Леаль.
Выставка «El Siglo de Oro: Эра Веласкеса» в Картинной галерее Берлина пройдёт с 1 июля по 30 октября, а затем переедет в Мюнхен (25 ноября 2016 — 26 марта 2017).
Святая Маргарита Антиохийская
1630-е
, 163×105 см
По материалам официального сайта Картинной галереи Берлина. Главная иллюстрация: Диего Веласкес, «Три музыканта» (1618)