«Грех и Сецессион» будут искушать публику в Вене с 1 июля 2016 года: крупная выставка работ скандального мюнхенского художника Франца фон Штука, чьи работы производили фурор на рубеже XIX — XX веков, рассматривает его творчество не только с точки зрения эротики. А также напоминает о том, что сецессион
в Мюнхене стартовал на 5 лет раньше, чем в Вене.
Фрау Физ
1900, 50×45.2 см
Художник установил новые стандарты своими живописными работами, воспитал плеяду выдающихся мастеров и стал сооснователем мюнхенского Сецессиона за пять лет до возникновения венского.
Саломея
1906, 47×26 см
Франц фон Штук (1863 — 1928) был не просто художником, а человеком многих талантов. Например, он известен также как скульптор, гравёр, иллюстратор и архитектор. Рисовать он начал в детстве, и уже в шестилетнем возрасте делал карикатуры на жителей родной деревни Теттенвайс. В 15 лет Франц отправился в Мюнхен учиться живописи.
Автопортрет с женой в ателье
157×169 см
После окончания Академии художеств он начал работать в журнале Die Jugend, с которого начался немецкий модерн
(югендстиль)
Фавн, играющий на свирели у моря
1914, 70×79 см
Читайте также на иллюстрированный обзор: Модерн — новый шик в искусстве
В 1889 году фон Штук стал участником ежегодной выставки в Стеклянном дворце в Мюнхене, где его «Страж рая», одна из первых картин маслом, принёс золотую медаль и приз в 60 тыс. золотых марок.
Люцифер
1891, 161×152.5 см
В 1892 году он стал одним из ста с лишним художников, которые отделились от привилегированной Ассоциации королевских живописцев и основали собственное общество — Сецессион
. Эта группировка отказалась от историзма и академизма в пользу создания нового и на пять лет предвосхитила Сецессион
в Вене.
Голова Медузы
1892, 26.5×32.5 см
В 1895 году Франц фон Штук получил должность профессора в своей альма-матер, Академии художеств в Мюнхене. Самыми знаменитыми его учениками были Пауль Клее и Василий Кандинский. Примерно в это же время он разработал и построил виллу Штука (ныне там размещается художественный музей), продемонстрировав талант в области архитектуры, скульптуры и дизайна интерьеров. Это принесло ему ещё одну золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Спустя шесть лет художник получил дворянский титул.
Грех
1893, 88×53.5 см
Картина «Грех», которая стала «лицом» выставки в Бельведере, ныне хранится в мюнхенской Новой Пинакотеке. Впервые она была представлена публике в 1893 году, и вызвала сенсацию. Это, безусловно, самое известное произведение фон Штука, которое он часто копировал вплоть до 1912 года (выше представлен вариант из частной коллекции в Цюрихе).
Сильный образ — сильные впечатления: обнажённая грудь и живот дамы — воплощения греха, — залиты светом, в то время как остальные части тела и лицо скрыты в темноте алькова… Змея, символизирующая первородный грех, обвивает плечи и торс.
Массивная позолоченная рама (см. иллюстрацию слева) создаёт дополнительный контраст с темнотой самой картины. Такие тяжёлые обрамления были распространены в эпоху югендстиля, художники сами изготавливали их для своих работ.
Весна
1912, 62×58 см
«…Комнаты-залы причудливо декорированы: орнаменты, драпировки, даже обои несут отпечаток
полета мысли художника. Царит, буквально, шик-модерн — в прямом смысле слова и термина. Художник любил устраивать приемы и поражать роскошных дам, которых рисовал в условно-символическом и смело-эротическом виде…» — гостим на вилле Франца фон Штука, разглядывая интерьеры
Так выглядит картина в раме на вилле фон Штука
Помимо живописи на выставке представлены графические работы Франца фон Штука, а также скульптуры и фотографии, которые позволяют представить масштаб его влияния на немецкое искусство.
Борьба фавнов
1889, 85.8×148.5 см
Выставка «Грех и Сецессион» в венском Бельведере откроется 1 июля и будет принимать посетителей до 9 октября.
По материалам официального сайта венского Бельведера и mydailyartdisplay.wordpress.com. Главная иллюстрация: Франц фон Штук, фрагмент картины «Страж рая» (1889)