На третьем этаже Зимнего Дворца в «зале Моне» к восьми картинам художника на три летних месяца добавилось еще три полотна из собрания частного швейцарского художественного фонда Байелера, Швейцария. Честный «временный обмен» на 3 картины Гогена, которые гостят в Швейцарии! С учетом того, что творчество Моне условно делят на три периода, у вас есть минимум три причины узнать подробности события!
Причина первая - сравнительная.
Картина «Руанский собор», «Кувшинки» и «Японский мостик» относятся к позднему периоду творчества Клода Моне (1840−1926), одного из основателей импрессионизма. А в Государственном Эрмитаже постоянному вниманию публики — восемь картин от раннего творчества до «периода расцвета», включая «Мост Ватерлоо», «Дама в саду», «Пруд в Монжероне» и «Уголок сада в Монжероне». Самая поздняя датирована 1903 годом. А «гости» (кроме вида Руанского собора, 1894) были созданы позднее, причем все три — в Живерни, знаменитой усадьбе Моне, художника и знатного садовника. Таким образом, в сумме в зале музея летом-2014 в Эрмитаже можно составить лучшее представление о «позднем Моне».Причина вторая – числительная.
Кафедральный собор Руана Нотр-Дам, строившийся с 1202 до 1880 года, место захоронения сердца Ричарда Львиное Сердце, короля Англии и герцога Нормандии — «объект» для Моне особый. Он писал 30 (!) видов Собора с 1892 по 1893 гг., в разную погоду и при разной освещенности. «Гость» Эрмитажа — «Руанский собор. Западный портал и башня Альбана. Утренний эффект», 1894 года, дописанный уже в Живерни. Еще бы художнику не запомнить его очертания! Кажется, он мог его рисовать даже с закрытыми глазами…Что же касается «Кувшинок» (1914−1917) — наберите в поиске название и посмотрите количество разных картин с таким названием! Кувшинки, разумеется, в Живерни. Для творчества Моне оно уже стало нарицательным, как для Дега — танцовщицы. Недавно еще одни «Кувшинки» были проданы с аукциона «Кристис» за 27 млн долларов.
Японский мостик
1924, 90×116.3 см
Причина третья — гуманистическая.
В период создания «Японского мостика» Моне потребовалось все мужество и сила воли — продолжать работать после смерти жены, инфаркта сына и ухудшения собственного зрения. Очень тонкий момент: что «Кувшинки», что «Японский мостик» (в Живерни) написаны очень крупными мазками, обрисовывая лишь очень общие цветовые пятна — сравните с «периодом расцвета», ведь там работа более тонкая…
Однако даже с учетом доказанного факта — особая манера позднего письма обусловлена недостатком зрения, — будет ли кто-то «упрекать» творца и сомневаться в ценности и энергетике картин без учета этого факта? Правда, «Кувшинки» предназначались для корпуса Оранжери в садах Тюильри (но не пригодились — «лишние» работы были неизвестны до середины ХХ века), и, может, автор учитывал задачу создания общего вида, без особой детализации?
Еще один личный момент — уже о коллекционере Эрнсте Байелере (Ernst Beyeler, 1921−2010), одном из величайших арт-дилеров нашего времени. От студенческой подработки ассистентом антиквара — к организации вернисажей и основанию Galerie Beyeler, на счету которой более 200 выставок. Так вот, Байелер дружил с Пабло Пикассо, и тот в 1966 г. разрешил арт-дилеру отобрать 26 лучших работ из своей мастерской, а еще — был распорядителем художественного наследия Василия Кандинского. Наконец, именно Байелер — идеолог и один из основателей знаменитой художественной ярмарки Art Basel ! Его Фонд хранит искусство XX века (не обошлось без Ван Гога), и небольшой музей посещают около 4 млн человек в год. Ну, а «Кувшинки» Моне оценивают в £17−24 млн.
Стоит и вам оценить полотна Моне в Эрмитаже этим летом!
Стоит и вам оценить полотна Моне в Эрмитаже этим летом!