5 удивительных фактов из жизни американского мечтателя
Вы наверняка видели его работы! На Рождественских открытках, в печатных изданиях (он — иллюстратор) и даже в интернет-публикациях по «стимпанку», Роквелл — буквально везде. А множество его картин — в персональном музее, музейных собраниях мира, коллекциях (спросите Спилберга!), а теперь — еще и на масштабных выставках сначала в Америке, потом — в Италии. Международная публика ценит искреннюю радость его работ, юмор и недюжинное мастерство. Какое настроение!
Американская мечта
Америка начинающего иллюстратора — это бурные 20-е годы ХХ века. Земля Свободы активно развивалась: Генри Форд и его революционно-доступные автомобили, рост промышленности и благосостояния простых граждан создают благодатную почву для зарисовок жизни «счастливых американцев». Свой первый заказ — четыре новогодние открытки, — Роквелл выполнил в 15 лет. После этого заказы посыпались как из рога изобилия.
От домохозяйки до Спилберга
Поклонники Роквелла, в большенстве своем, — простые американцы, никогда не посещавшие выставки. А все потому, что его картинки не надо объяснять зрителям, они понятные и простые, без лишних интерпритаций и скрытых смыслов. В мемориальном музее художника в книге отзывов есть такая запись: «Завтра я отправляюсь в Ирак и счастлив, что сегодня увидел замечательную коллекцию Роквелла».Именно за игривые сюжеты и правдоподобность любит его творчество автор «Челюстей» и «Парка Юркского Периода» Стивен Спилберг. Знаменитый режисер признается, что картина Роквелла из его коллекции «Мальчик на вышке для прыжков в воду» представляла собой воплощение каждого фильма, за который ему пришлось браться. «Я чувствовал себя, как этот мальчик на вышке, наверное, в течение 12 лет, прежде чем взялся за «Список Шиндлера».
Пожертвование в 10 миллионов
О всенародной любви к Норману Роквеллу говорит само существование его музея в провинциальном городке Стокбридж. Именно отсюда была взята львиная доля всех художественных работ для этой выставки. Обширный комплекс, который вмещает 500 художественных работ и архив в 100 тысяч документов, был построен на благотворительные взносы. Самый известный почитатель мастера — Стивен Спилберг, — тоже внес внушительную сумму и приобщил к меценатству своего друга Стивена Росса, одного из крупнейших медиа-магнатов страны. Точную сумму пожертвований администрация музея не разглашает, но подлинно известно, что музей «обошелся» примерно в 10 миллионов долларов.Критика "румяной жизни" и свобод
Несмотря на народную любовь еще при жизни, художник часто становился жертвой язвительных высказываний критиков. В прессе то и дело появлялись заметки о его пошлом, примитивном и недалеком стиле. Его упрекали в заезженности сюжетов и относили творчество к популистскому явлению, не имеющего ничего общего с искусством. Особенно сильно такой критики коснулись его серии работ под общим названием «Американские свободы» — она была создана в 1943 г. под впечатлением речи президента Франклина Рузвельта в Конгрессе. Впрочем, работы колесили по стране и были приняты публикой «на ура», а вся выручка — 130 млн долл. — была отдана на военные нужды.На выставке все художественные работы этого периода — в четвертой части экспозиции. Все иллюстрации сделаны в период с 1943 по 1946 года, когда художник ярко показывает все ценности, за которых идет борьба с Гитлером. Это право жить без страха, право высказать мнение, и «Право на молитву». Глядя на эту серию работ, подмечаешь символизм каждой детали, которая несет свою историю к общему сюжету картины.
«Становление художника»
Так называется последняя, пятая часть выставки. После событий 11 сентября, творчество Роквелла обрело особую популярность. Американцы открывают его по-новому: умилительные образы благополучной страны все чаще заставляют простых американцев оглядываться назад и по-другому переосмысливать свою историю. Подкрепляют эту ностальгию по прошлому роквеловские сюжеты об идеалистической Америке, с неизменной надеждой на «хеппи энд». Творчество Роквелла 1947 — 1967 годов ярко показывает личное восприятие страны художником, его отношение к тем или иным политических и социальным событиям.Интересно то, что его собственные взгляды становятся отражением мнения большинства американцев, простых в укладе жизни и искреннем стремлении к добру и справедливости. При взгляде на работы «Первый раз в салоне красоты» или «С днем рождения, мисс Джоунс», — чувство умиления просто зашкаливает! С фотографической точностью выписанные лица, идейность сюжета и совершенная композиция заставляют поверить в то, что еще миг — и герои сойдут с холста и окажутся настоящей реальностью. Причем не только американской!
Анна Денисенко