Изумительные работы и сведения, услышанные на лекции куратора выставки Натальи Евгеньевны Агеевой, ведущего научного сотрудника Музея Русского искусства, гарантируют ошеломляющие впечатления от экспозиции. Малоизвестные факты о жизни Врубеля в Киеве, дополненные богатейшим собранием его работ в музее — атрибуты волшебной прогулки.
Киевские адреса Врубеля
Свои впечатления от этого места в своих воспоминаниях оставил и Адриан Викторович Прахов: «…я нашел за Кирилловским монастырем остатки построенного Потемкиным для Екатерины загородного дома с превосходным видом на Киев (так называемую Кинь-Грусть), нанял там дачу и мы зажили одной дружной семьей. С 6-ти часов утра Врубель и я уже уезжали или уходили на работу и возвращались только к 7-ми часам вечера».
Не было ни единого цветка, который не был бы достоин его внимания — будь это обычный барвинок, петунии в стакане, ирисы или экзотические азалии, привозимые в Киев из Франции и Голландии.
В Киеве у Врубеля впервые открылся орнаментальный дар. В экспозиции можно увидеть, как из живых цветов рождается орнамент: мотивы для вышивки, рисунок для росписи фарфора, сделанный для Эмилии Праховой, индийский орнамент, который, скорее всего он увидел у старьевщика, часто приносившего Прахову старинные ткани.
Врубель «Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н. Терещенко)»
Икона «Оранта» Врубеля, — рассказывает куратор, — это квинтэссенция всех впечатлений от мозаик и фресок киевских соборов, которые поразили художника своей красотой. Сохранив в работе духовную основу «Оранты» Софийского собора, художник обратился к стилю модерн. Возможно, изображенные на иконе растения с розоватыми цветами, которые в народе называют неопалимой купиной, отсылает нас к символу Богородицы, который еще другими словами называли «несгораемый куст».
М.Врубель «Богоматерь-Оранта», 1888 год, холст, масло, бронза, золото
«Как Михаил Врубель в Киеве был: маршрутами страстей»
«Тринадцать демонов Михаила Врубеля«
К концу XIX века потенциал садово-паркового искусства как в Европе, так и в России был исчерпан. В это время появляется интерес к истории садов, их изучают, описывают, появляются труды, посвященные садам.
Фонтаны и фейерверки Петербургских садов
Забытая табакерка
Разрушенные усадьбы напоминают забытую табакерку — старинную красивую безделушку, которая лежит где-то на чердаке среди ненужного хлама. Как сказал один историк, «отыграла усадебная жизнь на манер старинной табакерки, захлопнулась крышка со старинным вензелем, оставляя в памяти лишь былые предания». Эта элегия по уходящему всегда чувствуется в произведениях В. Борисова-Мусатова.Свою акварель он написал много лет спустя — в 1921 году. Дело в том, что во время Первой Мировой войны коллекция Эрмитажа была эвакуирована в Москву и зимой 1920 года она вернулась в Эрмитаж. Бенуа возглавил отдел изобразительного искусства и должен был восстановить раздел французского и итальянского искусства