Сразу три крупные европейские галереи в этом году обратят своё внимание на творчество культового британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона (1909 — 1992). Тейт Ливерпуль откроет выставку «Невидимые комнаты», Гримальди форум в Монако покажет ранее не выставлявшиеся одну из первых и последнюю работы, а Музей Гуггенхейма в Бильбао проследит влияние испанских мастеров на формирование его художественного языка.
«Фрэнсис Бэкон: невидимые комнаты»
Нынешним летом галерея Тейт Ливерпуль устроит крупнейшую выставку Фрэнсиса Бэкона на севере Англии. В экспозицию войдут более трёх десятков картин, а также ряд редко выставляемых рисунков и документов, позволяющих больше узнать об одном из современных мастеров Великобритании.
Портрет Изабель Растхорн на улице
1967, 35.5×29.5 см
Фрэнсис Бэкон часто снабжал свои картины призрачными рамками или конструкциями. Эти энергичные детали привлекают наше внимание к фигурам на полотнах, усиливая их эмоциональное состояние. Выставка «Фрэнсис Бэкон: невидимые комнаты» (18 мая — 18 сентября) соберёт несколько знаковых и наиболее впечатляющих работ, где этот расхожий мотив представлен наиболее ярко.
Слева: Фрэнсис Бэкон, «Сидящая фигура» (1961)
Экспозиция организована совместно с Государственной галереей в Штутгарте, куда вернисаж отправится с 7 октября 2016-го по 8 января 2017 года.
Три этюда к рисункам на базе распятия
1944, 94×73.7 см
«Фрэнсис Бэкон, Монако и французская культура»
Тейт также отправила одну из картин Бэкона из своей коллекции «Эскиз собаки» (1952) в Монако, где пройдёт выставка «Фрэнсис Бэкон, Монако и французская культура». Экспозиция, организованная Гримальди форумом, включает 60 произведений британского художника, а также мастеров, которые вдохновляли его — Анри де Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Фернана Леже, Хаима Сутина и других.
Эскиз собаки
1952, 198.1×137.2 см
Среди экспонатов будут одна из ранних и последняя картины экспрессиониста. В частности, это «Акварель», написанная в 1929 году по возвращении Бэкона в Лондон из Берлина, а также «Эскиз быка», завершённый в 1991 году — за несколько месяцев до смерти художника — из «очень частной коллекции», как выразился куратор выставки Мартин Гаррисон.
Все работы, включая основные триптихи, знаменитые и малоизвестные полотна, продемонстрируют прямые и непрямые связи Фрэнсиса Бэкона с Францией и Монако.
Впервые он приехал во Францию в возрасте 17 лет, когда отец выгнал юношу из дома. Там во время посещения выставки в галерее Поля Розенберга молодой человек увидел работы Пикассо, которые вдохновили его заняться живописью. В 1946 году Бэкон уехал в Монако, где прожил до начала пятидесятых и написал первого из своих «пап», вдохновлённый портретом Иннокентия X кисти Диего Веласкеса. В 1950-е — 1960-е Бэкон часто наведывался в княжество, а в 1974-м снял квартиру в Париже, где периодически жил в течение следующего десятилетия.
Три эскиза человеческого тела
1970, 198×147.5 см
Выставка «Фрэнсис Бэкон, Монако и французская культура» в Гримальди форуме продлится со 2 июля по 4 сентября.
«Фрэнсис Бэкон от Пикассо до Веласкеса»
Экспозиция в Монако будет организована совместно с Музеем Гуггенхайма в Бильбао, куда переедет с 30 сентября нынешнего по 8 января 2017 года. Однако в Испании изменится не только название выставки — «Фрэнсис Бэкон от Пикассо до Веласкеса», — но и сместится её акцент: основное внимание будет уделено выходцам из этой страны, повлиявшим на англо-ирландского художника.
Три эскиза для распятия
Март 1962, 198.1×144.8 см
Несмотря на то, что Бэкон был большим знатоком французской литературы и живописи, в его творчестве прослеживаются прочные связи с испанской культурой. Как уже упоминалось, заняться живописью он решил после того, как увидел рисунки молодого Пикассо, а уже в зрелом возрасте был одержим навязчивой идеей, связанной с «Портретом папы Иннокентия X» Веласкеса, написанным в 1650 году.
Бэкон видел это полотно в Галерее Дория-Памфили во время поездки в Рим в 1954 году. При этом он предпочитал воспроизводить шедевр Веласкеса с репродукций, а не по памяти, создав более полусотни вариаций на тему «пап».
Портрет Папы Иннокентия Х
1650, 140×120 см
Кроме Веласкеса Бэкона приводили в восхищения произведения Франсиско Гойи, Эль Греко и Франсиско де Сурбарана, которые он осматривал в музее Прадо.
Голова IV
1949, 93.2×76.5 см
Выставка «Фрэнсис Бэкон от Пикассо до Веласкеса» в Музее Гуггенхайма в Бильбао будет состоять из приблизительно 90 полотен.
По материалам официальных сайтов галереи Тейт, Гримальди форума и Музея Гуггенхайма в Бильбао. Главная иллюстрация: Фрэнсис Бэкон, «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972)