school_banner
Регистрация

Поле боя «Сотбис» и «Кристис» - импрессионизм и модернизм

Мне нравится4       0  
Предстоящие майские вечерние торги, посвященные импрессионизму и модернизму, станут поединком за первенство между двумя крупнейшими аукционными домами. Клод Моне, Амедео Модильяни, Огюст Ренуар, Фрида Кало, Поль Синьяк, Пабло Пикассо, Макс Эрнст… Sotheby’s и Сhristie’s представили столь значительные полотна, что прогнозы не берутся делать даже самые смелые эксперты.
«Сотбис», в последние годы удерживавший за собой лидерские позиции, 9 мая готовится предложить покупателям в Нью-Йорке 62 лота, общая стоимость которых оценивается в 165−236 млн. долларов.
Впрочем, сейчас «Сотбис» стремится не столько превзойти прошлые успехи, сколько оторваться от дышащего в затылок конкурента. 12 мая на нью-йоркском аукционе «Кристис» выставляет свои 52 шедевра, оцененные в $138−203 млн., и, учитывая прошлогодний результат — $202,6 млн., — у них есть повод для оптимизма. Интрига сохраняется до последнего, ведь на обоих аукционах представлены картины величайших мастеров, которые могут стать предметом серьезной схватки.
Специалисты «Сотбис» в этом году решили сделать ставку на «диких зверей». «Красные паруса» Андре Дерена и «Подлесок» Мориса де Вламинка, оцененные в $15−20 млн. и $12−18 млн. — яркие образцы фовизма, авангардной живописи начала XX века. В 1906—1907 годах Андре Дерен, молодой самоуверенный новатор, несколько раз посещал Лондон и написал около 30 картин, стремясь превзойти лондонские пейзажи Клода Моне. Одна из них изображает плоскодонки на Темзе с характерными красновато-бурыми парусами. Взрывная палитра и экспрессивные мазки делают «Красные паруса» визитной карточкой «дикого» стиля художника. Шесть лет назад картина Дерена «Деревья в Коллиуре» была продана на аукционе «Сотбис» за $24 млн., установив рекорд для работ фовистов, который на предстоящем аукционе вполне может быть превзойден.
Еще необузданнее буйство красок на «Подлеске» Мориса де Вламинка, наряду с Дереном, Матиссом и Браком стоявшего у истоков фовизма. Молодость Вламинк провел в Шату на берегу Сены, где, вероятно, и была написана эта картина (как и «Гребцы в Шату», предлагаемые за $2,5−3,5 млн.). Оба полотна, возглавляющих список «Сотбис», в 1950-е гг. приобрела Сара Кэмпбелл Блэффер, меценат и филантроп из Техаса, и до настоящего времени они хранятся в коллекции ее наследников.
Клод Моне также представлен на аукционе несколькими характерными работами. «Камилла с зеленым зонтиком» — один из многочисленных портретов жены художника в саду их дома, приобретенный нынешним владельцем за $8,3 млн., теперь оценен в 9−12 млн. долларов. Не меньшее пристрастие живописец питал к морским пейзажам: средиземноморским, таким как «Пейзаж близ Монте-Карло» ($5−7 млн.), и нормандским, как «Отлив в Ле-Петит-Даль» ($3−5 млн.), курортном городке, известном не в последнюю очередь благодаря картинам Моне.
Клод Моне. Пейзаж близ Монтекарло
Клод Моне. Отлив в Ле-Петит-Даль
  • «Пейзаж близ Монте-Карло»
  • «Отлив в Ле-Петит-Даль»
Впервые за более чем полвека выставляется на аукцион картина «Портовые строения, Сен-Тропе» неоимпрессиониста Поля Синьяка. В 1892 году, ища утешения после смерти друга и единомышленника Жоржа Сера, Синьяк на борту своей яхты «Олимпия» прибыл в Сен-Тропе — порт, ставший для него источником вдохновения на долгие годы. Один из первых пейзажей Сен-Тропе, предлагаемый на предстоящих торгах (оценка: $8−12 млн.), написан в разработанной Синьяком технике пуантилизма и озаглавлен им «Opus 237» наподобие музыкального произведения: художник увлекался аналогиями между музыкой и живописью. Первым обладателем картины был французский писатель и политик Дени Кошен; позднее она, предположительно, принадлежала знаменитой балерине Ольге Спесивцевой, жившей в то время в Париже, а последние 58 лет полотно хранилось в семейной коллекции Джона Лэнглота Лоэба мл., дипломата и филантропа, отец которого купил шедевр на аукционе «Сотбис».
Пьер Огюст Ренуар. Гладиолусы в вазе
«Гладиолусы в вазе» основоположника импрессионизма Пьера Огюста Ренуара (оценка: $5−7 млн.) — образец раннего творчества мастера, в котором преобладали цветочные мотивы. Картина, демонстрирующая невероятную технику передачи цвета, последние 30 лет входила в частные коллекции, а с 2007 по 2015 гг. выставлялась в Лондонской национальной галерее.
Пабло Пикассо. Бюст мужчины, увенчанного лаврами

Солидная подборка работ принадлежит кисти Пабло Пикассо. Среди них «Бюст мужчины, увенчанного лаврами» (оценка: $8−12 млн.) и «Мушкетер» (оценка: $5−7 млн.) — портреты из позднего, необычайно продуктивного периода творчества художника, в некотором смысле изображающие его альтер эго.

Пабло Пикассо. Мушкетер
Мушкетер
21.04.1967, 116×89 см
Пабло Пикассо. Женщина в кресле (Жаклин Рок)
«Женщина в кресле» (оценка: $5−7 млн.) — один из серии портретов второй жены Пикассо Жаклин Рок, выполненных в похожем ракурсе, а «Палома» (оценка: $4−6 млн.) — портрет его младшей дочери, написанный в технике гризайль×Гризайль (от франц. gris – серый) – вид монохромной живописи, появившийся в период античности и являющийся промежуточным звеном между живописью и рисунком. Чаще всего для этой техники художники используют различные оттенки серого. Ранее гризайль использовали для декорации стен, имитируя с помощью него барельефы. Подобными росписями украшены здания эпохи классицизма. Желаемый объем создавался с помощью света и тени. Со временем гризайль стала частью станковой живописи, то есть создаваемой на мольберте, а диапазон цветов значительно расширился. Сегодня этот способ получения изображения может использоваться как самостоятельный вид живописи. читать дальше , как и изображение ее матери Франсуазы Жило («Бюст женщины», $3,5−5 млн.).
Читайте также наше увлекательное исследование, снабженное фото и картинами: Династия Пикассо, часть I: «яблочки от яблони» и Династия Пикассо, часть II: Майя, Клод и Палома
Пабло Пикассо. Палома
Пабло Пикассо. Бюст женщины (Франсуаза Жило)
  • «Палома»
  • «Бюст женщины»
Макс Эрнст. Превращение огня
Картина Макса Эрнста, современника и последователя Пикассо, «Превращение огня» (оценка: $5−7 млн.) написана в конце 1930-х годов и продолжает серию изображений «Ангела очага», демонстрируя рождение этого мифического существа.
Демонический «Ангел», сокрушающий все на своем пути, был для Эрнста, объявленного на родине представителем «дегенеративного искусства», воплощением событий, происходивших в Европе.
Огюст Роден. Вечная весна

В числе шедевров, выставленных на аукцион, нашлось место и скульптурам, самая примечательная из которых — мраморная «Вечная весна» Огюста Родена (оценка: $8−12 млн.). Работы с подобным сюжетом хранятся в Эрмитаже, нью-йоркском Метрополитен-музее, будапештском Музее изящных искусств, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и Музее декоративного искусства в Буэнос-Айресе.

Чем удивляет «Кристис»?

Центральным лотом аукциона 12 мая выбран «Пруд с кувшинками» Клода Моне, оцененный в $25−35 млн.

Пруд в Живерни, за которым Моне ухаживал десятилетиями с увлечением, уступавшим разве что его страсти к живописи, изображен примерно на двухстах картинах. Полотно 1918 года принадлежит к последней и, по мнению художника, самой удачной из трех серий работ на эту тему. Моне предполагал, что эта картина может стать для него последней: летом войска Германии подступили совсем близко к Живерни, и художник, ожидая скорой гибели, посвящал работе все свое время. Исход войны, однако, решился в пользу союзников, и Моне в порыве патриотических чувств передал завершенные полотна государству. «Пруд с кувшинками» в 20-е годы находился в галереях Парижа, позже — в галерее Бейелера в Базеле и Нихидо в Токио, а последние 20 лет хранился в частной коллекции.
Клод Моне. В Пети-Женвилье

Полотно «В Пети-Женвилье» (оценка: $12−18 млн.), напротив, относится к раннему творчеству Моне: оно написано всего через несколько недель после судьбоносной Первой выставки импрессионистов. Для создания этой картины на Сене, разделявшей городки Аржантёй и Пети-Женвилье неподалеку от Парижа, Моне устроил лодку-студию, поставив ее на якорь у одного из берегов. В 1901 году картину купил известный американский предприниматель и коллекционер Генри Хэвемайер, в семье которого она и хранится по сей день.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Безусловно, аукцион не может обойтись без Ренуара: в $12−18 млн. специалисты «Кристис» оценили портрет молодой вдовы Мадлен де Галеа, возлюбленной легендарного коллекционера и торговца картинами Амбруаза Воллара, который и познакомил художника и модель.

Любопытно, что роскошное убранство комнаты «Отдыхающей мадам де Галеа» полностью создано воображением Ренуара: на сохранившейся фотографии видно, что натурщица позирует на простой кушетке под импровизированным балдахином на деревянном каркасе. Картина, принадлежавшая семье де Галеа, выставлялась в парижской галерее Даниэля Малянга и токийской Нихидо, а с 1984 года находится в частной коллекции.
Амедео Модильяни. Молодая женщина с розой (Портрет Маргариты, сестры художника)

В галерее Нихидо была приобретена и картина Амедео Модильяни «Молодая женщина с розой» (оценка: $12−18 млн.), один из трех портретов женщины, известной под именем Маргерита.
Предполагают, что художник изобразил свою старшую сестру, однако Маргерита Модильяни, по ее собственному признанию, редко общалась с братом и никогда не позировала ему. Известно, что Модильяни не мог позволить себе платить за работу профессиональных натурщиц — моделями ему служили любовницы, жены друзей и просто бедные девушки, встречавшиеся ему на улицах Монпарнаса. Возможно, на этом холсте художник написал имя одной из таких женщин.
А вот по-настоящему сенсационным станет появление на аукционе картины «Две обнаженные в лесу» Фриды Кало. Ее оценочная стоимость — $8−12 млн., — многократно превышает $506 тыс., уплаченные владелицей нью-йоркской галереи Мэри-Энн Мартин в 1989 году.

Более того, продажа этой картины должна стать рекордной, ведь самая дорогая на сегодня работа Фриды «Корни» ушла с молотка за $5,6 млн. (ходят слухи, что под личиной анонимного покупателя тогда скрывалась поп-певица Мадонна). «Две обнаженные в лесу» дают широкий простор для трактовок: в них можно увидеть аллюзии на восприятие художницей разных сторон своей личности, ее эротические переживания и мучительную борьбу с недугом. По одной из версий, в образе двух женщин Фрида Кало изобразила себя и кинозвезду Долорес дель Рио, в подарок которой предназначалась картина.
Пабло Пикассо. Сидящий мужчина
Пабло Пикассо. Сидящая женщина
  • «Сидящий мужчина»
  • «Сидящая женщина»
Вполне достойную конкуренцию «Сотбис» может составить подборка из девяти картин Пикассо.
Пабло Пикассо. Художник и модель
Картина Жоржа Брака «Мандолина с нотами (Банджо)» (оценка: $7−9 млн.) написана значительно позже его фовистских работ — в 1941 году. Картины этого периода высоко ценились современниками: в оккупированном Париже Браку удавалось сохранять квинтэссенцию французской живописи, объединяя вокруг себя молодых художников.
Среди лотов аукциона можно найти важные полотна художников двух веков — от «Деревни за деревьями в Иль-де-Франс» Поля Сезанна (оценка: $3,5−4,5 млн.) до «Глубин наслаждения» Рене Магритта (оценка: $4,5−6,5 млн.), а также работы Родена и других скульпторов.
Неизвестно, какая из работ поставит рекорд стоимости, а какая не сможет преодолеть нижнего порога оценки, однако оба аукциона еще наверняка не раз появятся в заголовках майских новостей.
Комментировать Комментарии
HELP