Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Предстоящие майские вечерние торги,посвященные импрессионизму и модернизму,станут поединком за первенство между двумя крупнейшими аукционными домами. Клод Моне,Амедео Модильяни,Огюст Ренуар,Фрида Кало,Поль Синьяк,Пабло Пикассо,Макс Эрнст… Sotheby’s и Сhristie’s представили столь значительные полотна,что прогнозы не берутся делать даже самые смелые эксперты.
«Сотбис», в последние годы удерживавший за собой лидерские позиции,9 мая готовится предложить покупателям в Нью-Йорке 62 лота,общая стоимость которых оценивается в 165−236 млн. долларов.
Впрочем,сейчас«Сотбис» стремится не столько превзойти прошлые успехи,сколько оторваться от дышащего в затылок конкурента. 12 мая на нью-йоркском аукционе«Кристис» выставляет свои 52 шедевра,оцененные в $138−203 млн., и,учитывая прошлогодний результат — $202,6 млн., — у них есть повод для оптимизма. Интрига сохраняется до последнего,ведь на обоих аукционах представлены картины величайших мастеров,которые могут стать предметом серьезной схватки.
Специалисты«Сотбис» в этом году решили сделать ставку на «диких зверей». «Красные паруса» Андре Дерена и «Подлесок» Мориса де Вламинка, оцененные в $15−20 млн. и $12−18 млн. — яркие образцы фовизма,авангардной живописи начала XX века. В 1906—1907 годах Андре Дерен,молодой самоуверенный новатор,несколько раз посещал Лондон и написал около 30 картин,стремясь превзойти лондонские пейзажи Клода Моне. Одна из них изображает плоскодонки на Темзе с характерными красновато-бурыми парусами. Взрывная палитра и экспрессивные мазки делают«Красные паруса» визитной карточкой«дикого» стиля художника. Шесть лет назад картина Дерена«Деревья в Коллиуре» была продана на аукционе«Сотбис» за $24 млн., установив рекорд для работ фовистов,который на предстоящем аукционе вполне может быть превзойден.
Еще необузданнее буйство красок на «Подлеске» Мориса де Вламинка,наряду с Дереном,Матиссом и Браком стоявшего у истоков фовизма. Молодость Вламинк провел в Шату на берегу Сены,где,вероятно,и была написана эта картина(как и «Гребцы в Шату», предлагаемые за $2,5−3,5 млн.). Оба полотна,возглавляющих список«Сотбис», в 1950-е гг. приобрела Сара Кэмпбелл Блэффер,меценат и филантроп из Техаса,и до настоящего времени они хранятся в коллекции ее наследников.
Клод Моне также представлен на аукционе несколькими характерными работами. «Камилла с зеленым зонтиком» — один из многочисленных портретов жены художника в саду их дома,приобретенный нынешним владельцем за $8,3 млн., теперь оценен в 9−12 млн. долларов. Не меньшее пристрастие живописец питал к морским пейзажам: средиземноморским,таким как«Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
близ Монте-Карло»($5−7 млн.), и нормандским,как«Отлив в Ле-Петит-Даль»($3−5 млн.), курортном городке,известном не в последнюю очередь благодаря картинам Моне.
«Пейзаж близ Монте-Карло»
«Отлив в Ле-Петит-Даль»
Впервые за более чем полвека выставляется на аукцион картина«Портовые строения,Сен-Тропе» неоимпрессиониста Поля Синьяка. В 1892 году,ища утешения после смерти друга и единомышленника Жоржа Сера, Синьяк на борту своей яхты«Олимпия» прибыл в Сен-Тропе — порт,ставший для него источником вдохновения на долгие годы. Один из первых пейзажей Сен-Тропе,предлагаемый на предстоящих торгах(оценка: $8−12 млн.), написан в разработанной Синьяком технике пуантилизма и озаглавлен им «Opus 237» наподобие музыкального произведения: художник увлекался аналогиями между музыкой и живописью. Первым обладателем картины был французский писатель и политик Дени Кошен; позднее она,предположительно,принадлежала знаменитой балерине Ольге Спесивцевой,жившей в то время в Париже,а последние 58 лет полотно хранилось в семейной коллекции Джона Лэнглота Лоэба мл., дипломата и филантропа,отец которого купил шедевр на аукционе«Сотбис».
«Гладиолусы в вазе» основоположника импрессионизма Пьера Огюста Ренуара(оценка: $5−7 млн.) — образец раннего творчества мастера,в котором преобладали цветочные мотивы. Картина,демонстрирующая невероятную технику передачи цвета,последние 30 лет входила в частные коллекции,а с 2007 по 2015 гг. выставлялась в Лондонской национальной галерее.
Солидная подборка работ принадлежит кисти Пабло Пикассо. Среди них«Бюст мужчины,увенчанного лаврами»(оценка: $8−12 млн.) и «Мушкетер»(оценка: $5−7 млн.) — портреты из позднего,необычайно продуктивного периода творчества художника,в некотором смысле изображающие его альтер эго.
«Женщина в кресле»(оценка: $5−7 млн.) — один из серии портретов второй жены Пикассо Жаклин Рок,выполненных в похожем ракурсе,а «Палома»(оценка: $4−6 млн.) — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
его младшей дочери,написанный в технике гризайль
Гризайль (от франц. gris – серый) – вид монохромной живописи, появившийся в период античности и являющийся промежуточным звеном между живописью и рисунком. Чаще всего для этой техники художники используют различные оттенки серого. Ранее гризайль использовали для декорации стен, имитируя с помощью него барельефы. Подобными росписями украшены здания эпохи классицизма. Желаемый объем создавался с помощью света и тени. Со временем гризайль стала частью станковой живописи, то есть создаваемой на мольберте, а диапазон цветов значительно расширился. Сегодня этот способ получения изображения может использоваться как самостоятельный вид живописи. Читать дальше
,как и изображение ее матери Франсуазы Жило(«Бюст женщины», $3,5−5 млн.).
Картина Макса Эрнста, современника и последователя Пикассо,«Превращение огня»(оценка: $5−7 млн.) написана в конце 1930-х годов и продолжает серию изображений«Ангела очага», демонстрируя рождение этого мифического существа.
Демонический«Ангел», сокрушающий все на своем пути,был для Эрнста,объявленного на родине представителем«дегенеративного искусства», воплощением событий,происходивших в Европе.
В числе шедевров,выставленных на аукцион,нашлось место и скульптурам,самая примечательная из которых — мраморная«Вечная весна» Огюста Родена(оценка: $8−12 млн.). Работы с подобным сюжетом хранятся в Эрмитаже,нью-йоркском Метрополитен-музее,будапештском Музее изящных искусств,Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и Музее декоративного искусства в Буэнос-Айресе.
Чем удивляет «Кристис»?
Центральным лотом аукциона 12 мая выбран«Пруд с кувшинками» Клода Моне,оцененный в $25−35 млн.
Пруд в Живерни,за которым Моне ухаживал десятилетиями с увлечением,уступавшим разве что его страсти к живописи,изображен примерно на двухстах картинах. Полотно 1918 года принадлежит к последней и,по мнению художника,самой удачной из трех серий работ на эту тему. Моне предполагал,что эта картина может стать для него последней: летом войска Германии подступили совсем близко к Живерни,и художник,ожидая скорой гибели,посвящал работе все свое время. Исход войны,однако,решился в пользу союзников,и Моне в порыве патриотических чувств передал завершенные полотна государству. «Пруд с кувшинками» в 20-е годы находился в галереях Парижа,позже — в галерее Бейелера в Базеле и Нихидо в Токио,а последние 20 лет хранился в частной коллекции.
Полотно«В Пети-Женвилье»(оценка: $12−18 млн.), напротив,относится к раннему творчеству Моне: оно написано всего через несколько недель после судьбоносной Первой выставки импрессионистов. Для создания этой картины на Сене,разделявшей городки Аржантёй и Пети-Женвилье неподалеку от Парижа,Моне устроил лодку-студию,поставив ее на якорь у одного из берегов. В 1901 году картину купил известный американский предприниматель и коллекционер Генри Хэвемайер,в семье которого она и хранится по сей день.
Безусловно,аукцион не может обойтись без Ренуара: в $12−18 млн. специалисты«Кристис» оценили портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
молодой вдовы Мадлен де Галеа,возлюбленной легендарного коллекционера и торговца картинами Амбруаза Воллара,который и познакомил художника и модель.
Любопытно,что роскошное убранство комнаты«Отдыхающей мадам де Галеа» полностью создано воображением Ренуара: на сохранившейся фотографии видно,что натурщица позирует на простой кушетке под импровизированным балдахином на деревянном каркасе. Картина,принадлежавшая семье де Галеа,выставлялась в парижской галерее Даниэля Малянга и токийской Нихидо,а с 1984 года находится в частной коллекции.
В галерее Нихидо была приобретена и картина Амедео Модильяни «Молодая женщина с розой»(оценка: $12−18 млн.), один из трех портретов женщины,известной под именем Маргерита.
Предполагают,что художник изобразил свою старшую сестру,однако Маргерита Модильяни,по ее собственному признанию,редко общалась с братом и никогда не позировала ему. Известно,что Модильяни не мог позволить себе платить за работу профессиональных натурщиц — моделями ему служили любовницы,жены друзей и просто бедные девушки,встречавшиеся ему на улицах Монпарнаса. Возможно,на этом холсте художник написал имя одной из таких женщин.
А вот по-настоящему сенсационным станет появление на аукционе картины«Две обнаженные в лесу» Фриды Кало. Ее оценочная стоимость — $8−12 млн., — многократно превышает $506 тыс., уплаченные владелицей нью-йоркской галереи Мэри-Энн Мартин в 1989 году.
Более того,продажа этой картины должна стать рекордной,ведь самая дорогая на сегодня работа Фриды«Корни» ушла с молотка за $5,6 млн.(ходят слухи,что под личиной анонимного покупателя тогда скрывалась поп-певица Мадонна). «Две обнаженные в лесу» дают широкий простор для трактовок: в них можно увидеть аллюзии на восприятие художницей разных сторон своей личности,ее эротические переживания и мучительную борьбу с недугом. По одной из версий,в образе двух женщин Фрида Кало изобразила себя и кинозвезду Долорес дель Рио,в подарок которой предназначалась картина.
«Сидящий мужчина»
«Сидящая женщина»
Вполне достойную конкуренцию«Сотбис» может составить подборка из девяти картин Пикассо.
Картина Жоржа Брака «Мандолина с нотами(Банджо)»(оценка: $7−9 млн.) написана значительно позже его фовистских работ — в 1941 году. Картины этого периода высоко ценились современниками: в оккупированном Париже Браку удавалось сохранять квинтэссенцию французской живописи,объединяя вокруг себя молодых художников.
Среди лотов аукциона можно найти важные полотна художников двух веков — от «Деревни за деревьями в Иль-де-Франс» Поля Сезанна(оценка: $3,5−4,5 млн.) до «Глубин наслаждения» Рене Магритта(оценка: $4,5−6,5 млн.), а также работы Родена и других скульпторов.
Неизвестно,какая из работ поставит рекорд стоимости,а какая не сможет преодолеть нижнего порога оценки,однако оба аукциона еще наверняка не раз появятся в заголовках майских новостей.