В Париже с 18 апреля с вокзала Сан-Лазар по «нормандскому маршруту» будет курсировать поезд «Импрессионизм» — спешим на традиционный Фестиваль импрессионизма! Путешествуем по следам знаменитых художников: буквально каждый нормандский город предлагает свою уникальную выставку или проект. Празднество намечается нешуточное и будет длиться нон-стоп с 16 апреля по 26 сентября 2016 года.
Когда-то импрессионизм
родился в Нормандии — вместе со знаковой картиной Клода Моне. Сегодня масштаб мероприятия в честь эпохального события просто невероятен: 145 выставок (!), сотни концертов, лекций, танцевальных и театральных представлений, мастер-классов для детей и взрослых, презентаций новых фильмов.
Вокзал Сен-Лазар. Вид снаружи
1877, 60×80 см
В Париже с 18 апреля с вокзала Сан-Лазар по «нормандскому маршруту» будет курсировать поезд «Импрессионизм».
Совсем юный Фестиваль импрессионизма в этом году станет третьим по счету, однако размаха и фантазии ему не занимать — в прошлый раз в 2013 году на севере Франции «фестивалили» почти два миллиона человек!
Яхта с флагами
1905, 81×69 см
Коллаж
на программках фестиваля: связь времен через портреты
Тема фестиваля этого года — портрет
, причем не только в виде классической картины. Портрет
зрителей, словно совершивших путешествие во времени и соприкоснувшихся с эпохой импрессионизма, преображение современных визитеров в участников жизненных страстей художников прошлого, их близкого круга - задачи фестиваля благородные и вполне реальные. К ним добавим осознание тех изменений, которые претерпело общество за 140 лет — такова цель всех мероприятий.
Балкон
1869, 169×123 см
Портрет Берты Моризо
1874, 50.5×61 см
Каждая выставка рассказывает еще о тесной связи всех импрессионистов с Нормандией. Многие художники не только приезжали работать на побережья, но и приобретали недвижимость, собственными руками садили сады и ухаживали за ними. Для художников Нормандия стала настоящей мастерской под открытым небом.
О любимых местах импрессионистов в Нормандии читайте в нашей щедро иллюстрированной публикации «Путешествие по Франции с импрессионистами»
На пляже в Трувиле
1871, 38×46 см
Нормандия была первым регионом во Франции, где провели железную дорогу, и импрессионисты, встречающие «на ура» все новые индустриальные новшества, воспользовались всеми благами цивилизации, отправлялись в эти края, вооружившись еще одним новым изобретением — красками в тюбиках. Об этом наш отдельный рассказ в публикации «5 изобретений, без которых не было бы импрессионизма».
Женщина с зонтиком (этюд фигуры, смотрящей налево)
1886, 131×88.7 см
Итак, поспешим на выставки: представляем «хитовую пятерку» фестиваля
1. «Сцены жизни импрессионистов», Музей искусств в Руане, 16 апреля – 26 сентября
Наряду с пейзажами, с которыми обычно ассоциируют импрессионистов, художники обращались к портрету, вдохновленные новыми социальными реалиями, итогом роста индустриализации и культурных преобразований. Примечательно, что впервые работы Клода Моне на музейной выставке представили именно в Руанском музее. Тогда в 1872 году художник вместе с пейзажем представил зрителям и более личную работу — портрет
жены Камиллы.
Размышление. Мадам Моне на диване
1871, 48×75 см
На выставке представят скульптуру и около ста картин Дега, Моне, Ренуара, Мане, Моризо, Писсарро, Кассат, Гогена, в том числе исключительные работы из музея Д’Орсэ. Дополнят экспозицию фотографии и письма художников, дающие преставления о взгляде импрессионистов на семью.
На фото: Клод Моне с женой Камиллой в Венеции. 1908 год
Выставка «Сцены жизни импрессионистов» поделена на десять тем: музы и модели, семья, детство… Картины показывают, насколько неразрывной была связь между личной жизнью художников и их творческими поисками.
Портреты коллег, супруг, детей и друзей составляют галерею образов, показывая частную жизнь и всего общества. Интересно взглянуть и на интерьеры — квартиры и частные дома, места собраний современного художникам общества. Этой теме художники также уделяли немалое внимание.
Две девушки, читающие в саду
46×55 см
Портрет Берты Моризо с букетом фиалок
1872, 55×38 см
2 «Кайботт, художник и садовник», Музей импрессионизма в Живерни, 25 марта – 3 июля
Гюстава Кайботта долгое время рассматривали как художника-любителя и покровителя импрессионистов, сейчас всё изменилось и его признали далеко не последней фигурой нового движения.
Известный в основном своими видами Парижа времен преобразований барона Османа, художник часто писал загородные поместья, где проводил много времени. И если в его парижских работах заметна скованность и напряженность жизни большого города, то картины, написанные в провинции — будто глоток свежего воздуха.
Кайботт «Автопортрет», ок.1889, Музей Д’Орсэ
Мост Европы
1876, 32.9×44.4 см
Парусные лодки в Аржантее
1888, 65×55.5 см
На курорте в Йере, где была собственность семьи художника, Кайботт пишет и исследует английский парк с их извилистыми аккуратными аллеями, интересуется водным спортом. Гребля на реке Йер пользуется особой популярностью и становится сюжетом многих картин импрессиониста.
Гребля
1877, 89×112 см
Гребец в цилиндре
1878, 90×117 см
Йер. Эффект дождя
1875, 81×59 см
В 1879 году семья продает собственность в Йере и через два года Кайботт покупает дом в Пти-Жаневильер (Нормандия) напротив Аржантея, где он и поселился в 1888 году и жил до самой смерти. Все чаще художник пишет свой чудесный сад, за которым сам ухаживал, строил теплицы и придумывал разные декоративные решения по украшению своего оазиса.
Георгины в саду в Пти-Женвилье
1893, 157×114 см
Розы в саду в Пти-Женвилье
1886, 89×116 см
Кайботт умер в 1894 году в возрасте 45 лет, работая в саду, Моне сожалел: «Он был настолько же одарен природой, насколько добросовестным, и когда мы его потеряли, он был только в начале своей карьеры».
Орхидеи
1893
3. «Фриц Таулов. Пейзажист от природы», Музей исксств в Кане, 16 апреля – 26 сентября
Фриц Таулов — норвежский художник, один из самых важных европейских пейзажистов, работавших во времена импрессионистов и пост-импрессионистов. Во время своего первого визита в Париж в 1874 году, он открыл для себя революционную живописность работ Моне и разработал собственный стиль, также предпочитая работать на пленере. Его гуманизм и взгляд на экологическую сторону нашего мира принесли художнику большой успех в Европе и Америке.
Река Симое зимой
1883, 49.5×78.5 см
Выставка в Кане — самая масштабная ретроспектива творчества Таулова, в ней примут участие более 70 работ мастера из музеев Франции и зарубежных собраний.
Зрители смогут проследить развитие стиля необыкновенно чуткого в своем видении природы и ее переменчивых явлений художника, прожившего во Франции более десяти лет. Роль Таулова в развитии западного пейзажа будет подчеркнута в выставленных еще двадцати работах других художников, среди них — Моне и Мунк.
Водяная мельница
1892, 81.3×121 см
Экзотика северной природы, наполненная светом или таинственностью, в зависимости от времени дня, сезона или душевного состояния художника — такова главная тема выставки.
Лыжники на вершине снежной горы
1894, 52.7×98.4 см
Фриц Таулов учился, чтобы стать маринистом, поэтому у художника изначально сложились особые отношения с природой, а любовь к путешествиям постоянно питала его вдохновение: он часто приезжал в Париж, Гавр, Дьепп, Абвиль, Бретань, а также на острова Крагеро, когда возвращался в Норвегию. Во Франции он поселился в 1892 году и жил до самой смерти.
Гавр
1869, 31.8×46.5 см
4 «Эжен Буден. Студия света», Музей современного искусства Андре Малро, Гавр, 16 апреля – 26 сентября
В 1900 году брат художника завещал 220 работ Музею в Гавре и сегодня его собрание насчитывает 325 работ Эжена Будена — это вторая по значимости после Д’Орсэ коллекция работ художника. Еще 100 работ на выставку прибудут из других государственных и частных собраний. Живописные картины, рисунки, акварели и гравюры представят художника-новатора, пионера импрессионизма.
Несмотря на внушительную коллекцию, крупная выставка работ Будена в Гавре последний раз проходила в 1906 году — 110 лет назад!
Дорога от Трувиле к Онфлер
1852, 57×83 см
Пирс в Трувиле
1863, 34.8×58 см
Женщина в синем платье под зонтиком
1865, 22.1×31.8 см
Буден родился в Онфлёре — портовом городке напротив Гавра, и его очень многое связывало с этим городом. Здесь он вырос, работал статистом в канцелярии, получил гранд на учебу в Париже и здесь же он продал свою первую работу. Любители искусства в Гавре были первыми его покупателями и коллекционерами.
Отлив в Этапле
1886, 79×109 см
Облака на синем небе. Этюд
1895, 37×46 см
За исключением Рауля Дюфи, который здесь работал немного позже, Буден был единственным художником, которого вдохновляли сцены, увиденные в порту: их бесконечные вариации он изображал всю свою жизнь.
Пляж в Трувиле
1867, 31×48 см
Лодки и причал
1897, 40×55 см
5 «Соролья, испанский художник в Париже», Кунстхалле Нуро в Мюнхене, 4 марта – 3 июля; Музей импрессионизма в Живерни, 14 июля – 6 ноября; Музей Сорольи в Мадриде, 24 ноября – 19 марта 2017
В Париже Хоакин Соролья впервые выставил свои работы в 1906 году в галерее Жоржа Пти, поддерживавшего импрессионистов, — главного конкурента Дюран-Рюэля. Выставку ожидал большой успех, а художник укрепил свою мировую славу.
Автопортрет
1904, 66×100.5 см
Выставка в Живерни представляет 50 живописных работ и столько же эскизов, анализируя ту часть карьеры Сорольи, когда его удивительный инновационный стиль вырисовывался в конце ХІХ века в Париже.
Мать
1900, 125×169 см
Соролья часто приезжал в Париж — знакомился с новыми авангардными течениями, налаживал контакты с художниками, арт-дилерами, крупными коллекционерами и наслаждался успехом вместе с публикой и критиками. Все привлекало внимание в этом художнике: скорость, с которой он работал, необычная палитра, в большой степени заимствованная у импрессионистов, а также сила его композиций, перекликающаяся с работами таких старых мастеров, как Веласкес и Франс Хальс.
Обнажённая
1902, 106×186 см
Портрет Клотильды в сером платье
XX век, 178.5×93 см
Всю экспрессию цвета Соролья выплескивал на своих средиземноморских картинах. Именно они раскрывают непревзойденную способность художника изображать виды, словно напитанные и ослепленные солнцем.
По мнению французских критиков работы Сорольи «охватывают всю магию Средиземноморья всего лишь на нескольких квадратных сантиметрах».
Мгновение, Биарриц
1906, 62×93.5 см
Приятная новость для тех, кто собирается отправиться на Фестиваль. На сайте мероприятия или в музеях-участниках можно приобрести дисконтную карту. Скидка распространяется не только на выставки, но также на железнодорожные билеты и некоторые гостиницы. В Париже с 18 апреля с вокзала Сан-Лазар по «нормандскому маршруту» будет курсировать поезд «Импрессионизм».
Продолжение анонса самых ярких выставок и мероприятий Фестиваля читайте в нашем следующем анонсе.
По материалам официального сайта мероприятия normandie-impressionniste.eu
и страницы мероприятия в фейсбуке. Титульная иллюстрация новости — картина «У берега моря» О. Ренуара, 1883
и страницы мероприятия в фейсбуке. Титульная иллюстрация новости — картина «У берега моря» О. Ренуара, 1883