Мы его знаем как автора «пляшущих человечков» — логотипа журнала «Веселые картинки». А он — великий московский концептуалист, живет и работает в Праге, и готовится праздновать свой 80-летний юбилей сразу двумя выставками в Москве. Одна — масштабная ретроспектива в Музее современного искусства «Гараж», а другая - представление нового живописного цикла «Потерянные ключи» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Романтическое путешествие в одиннадцати главах — так выставка в Музее «Гараж» продемонстрирует весь диапазон творческих ролей Виктора Пивоварова. Это станковая живопись и книжная графика
, иллюстрация и концептуальные изобретения, писательский опыт и мемуары. От ранних произведений 1970-х годов до последних живописных циклов — выставка охватывает весь творческий путь, пройденный художником к настоящему моменту.
«Чтобы стать художником, надо иметь бумагу, карандаши, краски, холст, кисти, тушь, клей, картон. Кажется все. Если этого нет, можно обойтись и без этого» — сказал как-то художник.
Даже если вы не знаток концептуальных арт-миров, уж одну из работ Пивоварова вы знаете наверняка, а другие — видели, но не знали их автора. Речь идет о журнале «Веселые картинки», где художник работал наряду с Ильей Кабаковым, Эдуардом Гороховским, Александром Миттой. Именно Пивоваров в 1979 году создал знаменитый логотип журнала из «букв-человечков».
Виктор Пивоваров — ключевая фигура российского послевоенного неофициального искусства наряду с Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским. Образ, связывающий отдельные фрагменты выставки, — улитка, эдакое воплощением манящей идеи укрытия от тревог внешнего мира. А вот в книжной иллюстрации Пивоваров почти всегда включал в рисунок маленького мышонка.
Как говорит сын художника, Павел Пепперштейн, «Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. <…> Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты — все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства».
Виктор Пивоваров. Скажи «А-а-а!». 2010. Стекло, ассамбляж
Виктор Пивоваров. Белая птица, 1977. Оргалит, нитроэмаль
Опыт экстремального одиночества, возвышенной любви, мистического откровения, ужаса и смерти… Экспозиция организована как последовательность герметичных комнат-узлов, где развивается каждый из сюжетов.
Виктор Пивоваров. Метафизическая композиция. 1972. Оргалит, нитроэмаль
Значительное место на выставке уделяется самому оригинальному жанру в русском искусстве второй половины ХХ века — концептуальному альбому, на страницах которого объединяются изображение и парадоксальное высказывание. Впервые в полном виде будут показаны обе уцелевшие части из альбома-трилогии «Сад» (1976).
«Также впервые Виктор Пивоваров выступит в качестве автора тотальных энвайронментов, усиливая переживание зрителя, полностью погружая его в магическое пространство," - обещают организаторы. Что это значит — можно будет узнать на вернисаже.
«Также впервые Виктор Пивоваров выступит в качестве автора тотальных энвайронментов, усиливая переживание зрителя, полностью погружая его в магическое пространство," - обещают организаторы. Что это значит — можно будет узнать на вернисаже.
Виктор Пивоваров. Лампочка перегорела, 1992−1996. Картон, эмаль
Картина, которая дала название выставке в музее «Гараж» — «След улитки», — из нового цикла картин, созданного Виктором Пивоваровым в 2015 году. Живописные произведения объединены названием «Потерянные ключи» и будут представлены в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с 22 марта 2016 г.
Виктор Пивоваров. След улитки. 2015. Холст, масло.
Восемь картин, вошедшие в цикл «Потерянные ключи», объединены стилистической игрой с искусством XV—XVI столетий. Узнаваемые детали живописной школы мастеров Ренессанса в сочетании с концептуализмом «не мыслителя, но чувствителя» Пивоварова рождают хитросплетение смыслов в странных мирах удивительных существ.
Виктор Пивоваров. Философская собака. 2015. Холст, масло.
Все картины цикла «Потерянные ключи» — собственность автора.
Источник иллюстраций: arts-museum.ru
Все картины цикла «Потерянные ключи» — собственность автора.
Источник иллюстраций: arts-museum.ru
Выставка-интервенция, вторжение актуального искусства на территорию классического или все же их мирное сосуществование? Многочисленные примеры «включения» в традиционную экспозицию произведений современных художников музеями Парижа и Нью-Йорка, Рима и Вены, Москвы и Санкт-Петербурга говорят о растущей популярности этой выставочной стратегии.
Виктор Пивоваров. Два зеркала. 2015. Холст, масло.
Виктор Пивоваров. Меланхолия. 2015. Холст, масло.
Виктор Пивоваров родился в Москве в 1937 году. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (1957) и Московский полиграфический институт (1962). С 1982 года живет и работает в Праге, притом считает себя московским художником. В Пражской Национальной галерее работы Пивоварова экспонируются в разделе иностранного искусства — и, по мнению художника, это правильно.
Виктор Пивоваров. Мыслитель. 2015. Холст, масло.
К нынешней выставке готовится переиздание книги Виктора Пивоварова «Влюбленный агент» с новыми главами, в которых художник описывает события последних лет.
В рамках вернисажа «След улитки» Музеем «Гараж» подготовлена большая публичная программа — лекции, литературные чтения в экспозиции, мастер-классы по иллюстрации для взрослых и детей.
В рамках вернисажа «След улитки» Музеем «Гараж» подготовлена большая публичная программа — лекции, литературные чтения в экспозиции, мастер-классы по иллюстрации для взрослых и детей.
Виктор Пивоваров. Автопортрет
в юности. 2015. Холст, масло.
Выставка Виктора Пивоварова «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж» открывается 17 марта и работает до 18 июня 2016. Параллельная программа — выставка в ГМИИ «Потерянные ключи» — откроется 22 марта и будет работать до 15 мая 2016.
По материалам пресс-релизов Музея «Гараж» и ГМИИ.
Главная иллюстрация: Виктор Пивоваров. Умиление. 2003. Холст, масло.
Иллюстрации: arts-museum.ru, garagemca.org
Главная иллюстрация: Виктор Пивоваров. Умиление. 2003. Холст, масло.
Иллюстрации: arts-museum.ru, garagemca.org