Ильич, дадаисты
и «Кабаре Вольтер»: в 2016 году дадаизм
возвращается в город своего рождения — Цюрих, — чтобы отпраздновать столетнюю годовщину. Главное место действия — легендарное «Кабаре Вольтер», а среди массы проектов — немало современного «дада». Мероприятия продлятся в течение 165 дней — с 5 февраля по 18 июля, а их количество выбрано по числу 165 дадаистов, работы которых будут представлены на постоянной выставке «Dada in Nuce».
Марсель Янко, «Три грации»
Дадаизм
возник во время Первой Мировой войны как течение искусства, отрицающее бессмысленность и жестокость множества смертей, как противовес беспощадному рационализму и логике. Колыбель дадаизма — нейтральный швейцарский Цюрих, — стал пристанищем для многих творческих людей: художников, поэтов, писателей, творцов, которых ужас войны выгнал из их родных стран.
Читайте текже: «Дадаизм: как художники отреагировали на Первую мировую войну»
Гросс-Хартфилд, «дада-мерика», коллаж, 1919
«На языке негритянского племени Кру „дада“ означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета… Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения» — писал родоначальник дадаизма, поэт Тристан Тцара.
Курт Швиттерс, мерц-коллажи разных лет.
О самом дадаизме известно многое, но мало кто знает, что революционный манифест дадаистов, зачитанный 14 июля 1916 года в «Кабаре Вольтер», стал предвестником революции социальной. Только уже не в протестантской Швейцарии, а в православной России. А основоположником Великой Октябрьской социалистической Революции стал дадаист
, певец абсурда — Владимир Ильич Ульянов (Ленин).
Известно, что Ленин и Крупская прибыли в Цюрих в начале 1916-го, спасаясь от царских репрессий. Финансы были скудны, и они сняли скромную комнату по адресу Шпигельгассе, 14 (Зеркальный переулок, 14) у местного сапожника. Помимо хозяина, в комнатах сдаваемой квартиры ютились актеры и многодетная семья. Одним словом, работать Ильичу в этом «сумасшедшем доме» было архисложно. Днем он сидел в библиотеке и читал лекции рабочим в местном пролетарском клубе, а вечерами захаживал в кабачок, расположенный в сотне метров от его дома, на Шпигельгассе, 1. Вы уже, наверное, догадались, что это было то самое «Кабаре Вольтер».
Гуго Бааль читает «гаджи бери бимба»,
«Кабаре Вольтер» 1916
Владимир Ильич, которому было уже за сорок, на удивление легко сошелся с молодыми художниками-бунтарями, хотя сам не особенно тяготел к искусству. Есть свидетельства, что он не только пил пиво, но и… выходил на сцену, где танцевал и играл на балалайке. Более того! В архиве Тристана Тцара сохранилось стихотворение, написанное ленинской рукой, и воспоминания о шахматных партиях с ним, сыгранных в «Вольтере».
Погружение в воду
1919, 54×43 см
Трудно сказать, повлиял чем-нибудь Ленин на дадаизм, но вот дадаизм
на Ильича — точно повлиял. «Ни мира, ни войны, а армию — распустить» придумано не им, а наверняка услышано на дадаистских выступлениях в «Кабаре Вольтер». А уж все эти советские названия организаций — ВХУТЕМАСы, НАРКОМПРОСы и НАЦКОМБЕДы — ну просто будто вырванные строки из стихов Тцары и Балля!
фото «Кабарае Вольтер» 2014 год.
Впрочем, вернемся к искусству, в наступивший 2016-й год. Естественно, центром праздника столетней годовщины вновь станет «Кабаре Вольтер», воссозданное в 2002-м году. Один из содиректоров заведения, Адриан Нотц, начал активную работу по актуализации и переосмыслению наследия дадаизма задолго до юбилея. Так, в своем интервью в 2011 году он рассказал: «это было не движение и не стиль, а нечто вроде места встречи или метадвижения. На своей первой выставке здесь, в Цюрихе, в первой дадаистской галерее „Coray“, дадаисты
показали работы Пикассо, Де Кирико, а также африканскую скульптуру… Дада
удалось объединить множество стилей».
Современный интерьер «Кабаре Вольтер»
Несмотря на то, что дадаизм
подвергался суровой критике, стоит признать: именно в «Кабаре Вольтер» были заложены первые основы постмодернизма. Через сюрреалистов во Франции, экспрессионистов в Германии, идеи «отсутствия идей», не ограниченные «прокрустовым ложем» конкретных целей, живы и спустя сто лет.
Насчет живучести идей: коллажи дадаистов - в лидерах среди подделок на рынке искусства. В прошлом году разразилась серия скандалов по этому поводу. А хитом стала история с «несуществующим художником» — подробнее: «В Германии расследуют дело о несуществующем художнике, который годами дурачит арт-мир»
Иллюстрация «коллажа Карла Вальдмана» с сайта www.karlwaldmannmuseum.com
Подтверждением же истинной популярности и жизненности «дада» станет обширная программа чествования его столетия в Цюрихе и, естественно, «Кабаре Вольтер» в Зеркальном переулке. Уверены, это будет весьма интересно, и мы надеемся увидеть много нового и возможно, даже шокирующего для видавших виды зрителей 21-ого века.
Главная иллюстрация новости: Эрвин Блюменфельд, «Дада», коллаж
, 1916