Регистрация

В Германии расследуют дело о несуществующем художнике, который годами дурачит арт-мир

Мне нравится14       0  
В Германии обрастает подробностями скандал об очередном наглом мошенничестве в мире искусства. И если обычно злоумышленники фальсифицируют произведения известных мастеров, то теперь речь идёт о подозрении в подделке… целого художника. Кто ты, Карл Вальдман?
Полиция считает, что некая криминальная группа годами дурачит аукционные дома и галереи по всей стране, снабжая их работами выдуманного немецко-советского дадаиста Карла Вальдмана (Karl Waldmann).
Карл Вальдман, «Искусство управления». Частная коллекция
Этот персонаж, якобы родившийся в Дрездене, был провозглашён «вновь открытой» звездой немецкого дадаизма и конструктивизма. Все известные 1200 произведений, фигурирующие в истории, были обнаружены французским журналистом на блошином рынке в немецкой столице вскоре после падения Берлинской стены.
  • Карл Вальдман, «Хайди/6». Частная коллекция, Франция
  • Карл Вальдман, «Миллионы каллорий». Музей Карла Вальдмана, Бельгия


Работы Карла Вальдмана быстро стали популярны на немецкий аукционах и выставлялись в музеях, например, в Муниципальной галерее современного искусства (Kunsthaus) в Дрездене. Однако со временем начали возникать несоответствия.

Слева: афиша «Коллажи Карла Вальдмана в коллекции Жана-Филиппа Казье», 2009 год

Прежде всего, имя этого художника вообще не встречается в литературе по истории искусств. Нет никаких упоминаний Вальдмана ни в течение его предполагаемой жизни, ни после его «открытия» в 1989 году. По факту, о биографии автора коллажей и фотомонтажа почти ничего неизвестно.
Карл Вальдман, «Выставка». Музей Карла Вальдмана, Бельгия
В биографии на сайте «Музея Карла Вальдмана» говорится, что художник, вероятно, родился в последнем десятилетии XIX в. в Дрездене и пропал в 1958 г. в лагерях Советского Союза. Его родственники, «с которыми удалось встретиться в 1989 г. и которые теперь уже умерли», объявили его сумасшедшим. «По их словам, он отказывался выставлять свои работы по „психическим“ причинам, но надо полагать, что его решение, скорее всего, было связано с причинами безопасности в годы нацистского режима и сталинской цензуры», — говорится на веб-ресурсе. Согласно другой гипотезе, он не был «настоящим» художником, а занимался иной деятельностью и творил лишь в свободное время.
  • Карл Вальдман, «Без названия». Галерея Паскаля Полара, Бельгия
  • Карл Вальдман, «Товарищество». Музей Карла Вальдмана, Бельгия
Немецкая газета Süddeutsche Zeiting сообщает, что федеральная полиция в Берлине и Саксонии в настоящее время расследует уголовное дело в отношении неназванного арт-дилера. Между тем, Паскаль Полар (Pascal Polar), бельгийский галерист якобы фиктивного художника, настаивает, что Карл Вальдман существовал и его работы — подлинные. «Я не понимаю, что сейчас расследует немецкая полиция», — заявил г-н Полар в интервью Berliner Kurier.
На сайте виртуального «Музея Карла Вальдмана» (который, кстати говоря, имеет многочисленный комитет, включающий и Паскаля Полара), содержится предупреждение о подделках. Там приводятся изображения произведений, которые считаются фальшивками, и предложение провести аутентификацию работ.
Стоит отметить, что физического адреса у «Музея Карла Вальдмана» нет.
Карл Вальдман, «Ноа Ноа». Галерея Паскаля Полара, Бельгия
Несоответствия в этом деле очень беспокоят галерею современного искусства в Дрездене. Представители музея признались, что столкнулись с вопросами, на которые нет ответов. Учреждение не исключает также, что это может быть «современный арт-проект, использующий стратегию вымысла».
В таинственной истории с Карлом Вальдманом многое остается неясным. Если художник никогда не существовал, то кто и когда создал все эти произведения?
Карл Вальдман, «По-настоящему художника хвалят только тогда, когда при виде его творения забывают о нём самом». Музей Карла Вальдмана, Бельгия
Подозрения, конечно, оправданы, учитывая существование бесчисленного множества подделок, особенно произведений дадаистов и представителей советского авангарда.
Оригинальный текст статьи — Henri Neuendorf (news.artnet.com), перевод — Влад Маслов. Все иллюстрации взяты с сайта www.karlwaldmannmuseum.com

Комментировать Комментарии
HELP