Живописный Гран-Пале в Париже в этом году снова принимал Международную ярмарку современного искусства, FIAC (Foire Internationale d’Art Contemporain). Это уже 42-й ежегодный форум и, наряду с Frieze London, — одно из главных событий в мире совриска. Несмотря на снижение количества основных участников, нынешнее мероприятие проходило не только в Большом дворце, а охватило в буквальном смысле весь Париж сопутствующими выставками, презентациями, встречами и показами.
На FIAC 2015 приехали представители 170-ти галерей из 22-х стран, в том числе — из Китая, Великобритании, Бразилии и США. Отмечают отсутствие участников и коллекционеров из России.
Фото: uk.france.fr / Marc Domage
По словам директора ярмарки Дженнифер Флэй, сокращение количества участников связано с ужесточением критериев отбора и с тем, что галереям нужно больше места для экспозиций. По данным The Art Newspaper, максимальный размер стендов в Гран-Пале в этом году был 80 кв. м, в то время как на Frieze London можно было получить 120 «квадратов».
В результате дилерам пришлось более тщательно подойти к отбору работ, удивить коллекционеров фантазией и разнообразием. Вероятно, это и привело к хорошим показателям продаж.
«Приехали все, кого ждали, и купили всё, на что мы рассчитывали», — цитирует The Art Newspaper представителя крупной галереи.
Амедео Модильяни, «Девушка в полосатой рубашке» (1917). Фото: Henri Neuendorf / artnet News
Впрочем, не все продавцы стремились афишировать свои успехи. В отчётах с ярмарки всё чаще встречается фраза «сумма сделки не разглашается». Например, множество слухов ходило вокруг портрета «Девушка в полосатой рубашке» Модильяни, выставленной в павильоне Nahmad Contemporary, но сами дилеры и рта не раскрыли. Неизвестна и цена «Бюста женщины» (1970) Пабло Пикассо.
Ну, а те цифры, которые стали достоянием общественности, различались на порядки — от десятков тысяч до нескольких миллионов. Несомненное лидерство остаётся за монстрами совриска. Например, большая картина Маркуса Люперца, предложенная галереей Майкла Вернера, ушла более чем за 1 млн долларов; галерея Фаддея Ропака продала пять из шести бронзовых скульптур Георга Базелица по 830 тыс. долларов за каждую; за два рисунка углём, сделанных Робертом Лонго, покупатели выложили по полмиллиона. А Skarstedt Gallery отчиталась о продаже прекрасной работы Гюнтера Юккера за 1,8 млн.
Роберт Раушенберг, «Барьер (Borealis)», 1990. Галерея Фаддея Ропака. Фото: vogue. it
В шестизначные суммы оценивались работы американцев Роя Лихтенштейна и Жана-Мишеля Баскиа (он был представлен сразу на нескольких площадках), Джефф Кунса и Кристофера Вула. Однако, судя по всему, они не пользовались повышенным интересом у европейских коллекционеров.
Впечатляет и список классиков XX века, выставленных в этом году на FIAC. Помимо Пикассо и Модильяни здесь были Альберто Джакометти, Жоан Миро, Жан Дюбюффе, Макс Эрнст, Фернан Леже и Ле Корбюзье, чьи поздние работы по итогам первого дня остались непроданными.
Впечатляет и список классиков XX века, выставленных в этом году на FIAC. Помимо Пикассо и Модильяни здесь были Альберто Джакометти, Жоан Миро, Жан Дюбюффе, Макс Эрнст, Фернан Леже и Ле Корбюзье, чьи поздние работы по итогам первого дня остались непроданными.
Не были в накладе и галеристы, представлявшие современных художников. «Я не хочу говорить о продажах, тем не менее, нынешняя ярмарка была удачной», — заявил дилер Камель Меннур, который перед этим успешно съездил на Frieze London с работами молодой «звезды» Камиль Энро. При этом он добавил, что во второй день FIAC у него в павильоне было не то, что накануне.
Джулиан Опи, «Люди. 9. Цветные» (2015). Фото: Джулиан Опи / Lisson Gallery
«Всё было отлично. В этом году уровень FIAC был очень высок. Качество работ было выше похвал и ожидания публики были удовлетворены», — цитирует artnet News одного из французских арт-экспертов Лоуренс Дрейфус.
Фото выше: Marc Domage, Andrea Rosen Gallery и Lehmann Maupin
Остаётся надеяться, что в следующем году парижская ярмарка не растеряет наработанное. А это под большим вопросом, поскольку, как отмечает The Art Newspaper, Гран-пале готовится к масштабной реконструкции, и организаторы FIAC вынуждены будут искать новое место — а это может привести к потере как участников, так и престижа.
По материалам The Art Newspaper и artnet News