Пышные сады и мистические тени, бездонная синь и широкие степные просторы, волжские красоты и жаркие пейзажи Бухары оживают в залах Третьяковской галереи. Там с 4 сентября проходит выставка Павла Кузнецова - знаменитого русского художника-символиста, ученика Серова. Яркие картины и впечатляющая «биография с географией» от Саратова, Москвы и Парижа до Армении и Прибалтики — стоит уделить внимание замечательному мастеру и обширной экспозиции!
Спящая в кошаре
1911, 71×66 см
«…С наступлением удивительной осени много хочет душа, стремление ввысь все сильнее и сильнее. Я дошел до бреда от красоты… Живу в золоте и серебре красок настроения…»
Из письма Павла Кузнецова своему учителю В.А. Серову
Последняя большая персональная выставка Павла Кузнецова прошла еще в 1978 году; тогда отмечалось столетие со дня рождения художника. С тех пор у зрителей не было возможности в полной мере оценить всю полноту творческого дара этого классика русского искусства. Пробел решили восполнить Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей, а также Государственный Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, где хранится более 400 полотен Павла Кузнецова, переданного в дар музею его наследниками. Для полноты экспозиции кураторы также привлекли работы из частных коллекций. Всего в залах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке разместилось 230 работ художника разных периодов его творчества.
Голубой фонтан
1905, 131×127 см
Все свои автобиографии Павел Варфоломеевич Кузнецов непременно начинал словами «Родился в Саратове, в семье садовода». Именно дед художника, садовод Илларион Михайлович Бабушкин, сыграл особую роль в жизни художника. Весной вся семья переезжала в цветущие сады на окраине Саратова, и теплое весеннее солнце отражалось в просторах Волги. Все теплое время года маленький Павел проводил с дедом в садах на склонах Соколовой горы, и эти детские впечатления впоследствии нашли отражение в работах мастера.
В саду. Весна
43×33 см
Отец будущего художника был ремесленным иконописцем и расписывал храмы, писал церковные образа и царские портреты. Мать Павла Кузнецова, по воспоминанием самого художника, «была очень творчески настроена и, главное, углубленного характера, благоговейно относящегося к искусству». Она прекрасно вышивала, любила музыку и живопись. Почва была подготовлена и засеяна: подросший Павел поступил в студию при Обществе любителей изящных искусств, а затем брал уроки в Боголюбовском рисовальном училище. Юный Кузнецов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у В.А.Серова.
Белая ночь
1902, 98×64 см
Соучениками Кузнецова были Петров-Водкин и Сарьян, саратовские художники Матвеев и Карев. С отроческих лет добрым другом Петра Варфоломеевича был художник Петр Уткин — именно с Уткиным, Петровым-Водкиным и своим старшим братом Кузнецов в 1902 году раписал церковь. Работа была далека от церковных канонов, и после большого скандала была уничтожена. А два года спустя в Саратове состоялась выставка «Алая роза» — первая проба русских символистов донести до публики свое видение мира, которую придумали закадычные друзья Кузнецов и Уткин. Помимо их работ, в колонном зале саратовского Дворянского обрания были представлены работы Судейкина, Сапунова, Сарьяна, Половинкина, Феофилактова. Художников старшего поколения представили произведения Врубеля и Борисова-Мусатова.
«В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу» Анатолий Эфрос
Рождение
1906, 66×73 см
Позднее «Алая роза» переросла в «Голубую розу» — бережно взлелеянное на московской почве, объединение русских художников-символистов достигло своего расцвета в 1908—1910 годах. Картины, созданные в этот период — знаменитые кузнецовские «Фонтаны», картина «Рождение» — передают зрителю томление и ожидание, грусть и мечты… Начиная с 1906 года Кузнецов ежегодно выставляется в парижском Осеннем салоне, а позже стал членом его жюри.
Мираж в степи
1912, 103×95 см
Со временем символизм
становится неактуальным. А Кузнецов открывает для себя новый источник вдохновения — степные заволжские просторы, куда ежегодно выезжает на пленэры. Здесь художник позволял себе «утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания».
В советское время художник искренне увлекся трудовыми сюжетами «от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая». Он много путешествовал, бывал в Крыму и на Кавказе. В 1923 году ездил в Париж для восстановления культурных связей с Францией, работаль в Коллегии Наркомпросса. В 1924 году Кузнецов стал одним из организаторов художественного объединения «Четыре искусства».
Цветы
1939, 78×101 см
После Второй мировой войны Кузнецов возвращается к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи. Последние десятилетия в его работах было много пейзажей, натюрмортов, портретов. Художник полюбил Прибалтику и часто ездил туда писать с натуры. Как сказал однажды Кузнецов одному из своих учеников, «определение темного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания».
Выставка работ Павла Кузнецова продолжит свою работу до 13 декабря. Ее умелое составление представит зрителю масштабность дарования художника, этапы его творческой деятельности. Некоторые картины будут представлены впервые, а часть картин обрели новую жизнь после сложной реставрации. Экспонируются живописные работы, литография
, графика
. Пластика, композиция, цвет — все гармонично на полотнах и в рисунках Павла Кузнецова. Выставка ждет ценителей его искусства и первооткрывателей таланта великого классика.
Вечер в степи
1912, 105×96.7 см
Главная иллюстрация: Павел Кузнецов, «Натюрморт с зеркалами», 1917
Подготовила Рита Лозинская
Подготовила Рита Лозинская