войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

«Сны наяву»: символизм Павла Кузнецова в Третьяковке

Пышные сады и мистические тени, бездонная синь и широкие степные просторы, волжские красоты и жаркие пейзажи Бухары оживают в залах Третьяковской галереи. Там с 4 сентября проходит выставка Павла Кузнецова - знаменитого русского художника-символиста, ученика Серова. Яркие картины и впечатляющая «биография с географией» от Саратова, Москвы и Парижа до Армении и Прибалтики — стоит уделить внимание замечательному мастеру и обширной экспозиции!

«Сны наяву»: символизм Павла Кузнецова в Третьяковке
«…С наступлением удивительной осени много хочет душа, стремление ввысь все сильнее и сильнее. Я дошел до бреда от красоты… Живу в золоте и серебре красок настроения…»

Из письма Павла Кузнецова своему учителю В.А. Серову
Последняя большая персональная выставка Павла Кузнецова прошла еще в 1978 году; тогда отмечалось столетие со дня рождения художника. С тех пор у зрителей не было возможности в полной мере оценить всю полноту творческого дара этого классика русского искусства. Пробел решили восполнить Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей, а также Государственный Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, где хранится более 400 полотен Павла Кузнецова, переданного в дар музею его наследниками. Для полноты экспозиции кураторы также привлекли работы из частных коллекций. Всего в залах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке разместилось 230 работ художника разных периодов его творчества.


Все свои автобиографии Павел Варфоломеевич Кузнецов непременно начинал словами «Родился в Саратове, в семье садовода». Именно дед художника, садовод Илларион Михайлович Бабушкин, сыграл особую роль в жизни художника. Весной вся семья переезжала в цветущие сады на окраине Саратова, и теплое весеннее солнце отражалось в просторах Волги. Все теплое время года маленький Павел проводил с дедом в садах на склонах Соколовой горы, и эти детские впечатления впоследствии нашли отражение в работах мастера.

Отец будущего художника был ремесленным иконописцем и расписывал храмы, писал церковные образа и царские портреты. Мать Павла Кузнецова, по воспоминанием самого художника, «была очень творчески настроена и, главное, углубленного характера, благоговейно относящегося к искусству». Она прекрасно вышивала, любила музыку и живопись. Почва была подготовлена и засеяна: подросший Павел поступил в студию при Обществе любителей изящных искусств, а затем брал уроки в Боголюбовском рисовальном училище. Юный Кузнецов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у В.А.Серова.

Соучениками Кузнецова были Петров-Водкин и Сарьян, саратовские художники Матвеев и Карев. С отроческих лет добрым другом Петра Варфоломеевича был художник Петр Уткин — именно с Уткиным, Петровым-Водкиным и своим старшим братом Кузнецов в 1902 году раписал церковь. Работа была далека от церковных канонов, и после большого скандала была уничтожена. А два года спустя в Саратове состоялась выставка «Алая роза» — первая проба русских символистов донести до публики свое видение мира, которую придумали закадычные друзья Кузнецов и Уткин. Помимо их работ, в колонном зале саратовского Дворянского обрания были представлены работы Судейкина, Сапунова, Сарьяна, Половинкина, Феофилактова. Художников старшего поколения представили произведения Врубеля и Борисова-Мусатова.

«В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу» Анатолий Эфрос

Позднее «Алая роза» переросла в «Голубую розу» — бережно взлелеянное на московской почве, объединение русских художников-символистов достигло своего расцвета в 1908—1910 годах. Картины, созданные в этот период — знаменитые кузнецовские «Фонтаны», картина «Рождение» — передают зрителю томление и ожидание, грусть и мечты… Начиная с 1906 года Кузнецов ежегодно выставляется в парижском Осеннем салоне, а позже стал членом его жюри.
Со временем символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
становится неактуальным. А Кузнецов открывает для себя новый источник вдохновения — степные заволжские просторы, куда ежегодно выезжает на пленэры. Здесь художник позволял себе «утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания».
В советское время художник искренне увлекся трудовыми сюжетами «от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая». Он много путешествовал, бывал в Крыму и на Кавказе. В 1923 году ездил в Париж для восстановления культурных связей с Францией, работаль в Коллегии Наркомпросса. В 1924 году Кузнецов стал одним из организаторов художественного объединения «Четыре искусства».
После Второй мировой войны Кузнецов возвращается к преподаванию в Строгановском училище, где его назначили заведующим кафедрой монументальной живописи. Последние десятилетия в его работах было много пейзажей, натюрмортов, портретов. Художник полюбил Прибалтику и часто ездил туда писать с натуры. Как сказал однажды Кузнецов одному из своих учеников, «определение темного и светлого, взаимоотношение средних тонов — как и в музыке: тона, полутона, высокие ноты, низкие. Холст должен жить в насыщенности присущих характеристик, изобразительного внимания».
Выставка работ Павла Кузнецова продолжит свою работу до 13 декабря. Ее умелое составление представит зрителю масштабность дарования художника, этапы его творческой деятельности. Некоторые картины будут представлены впервые, а часть картин обрели новую жизнь после сложной реставрации. Экспонируются живописные работы, литография
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
, графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
. Пластика, композиция, цвет — все гармонично на полотнах и в рисунках Павла Кузнецова. Выставка ждет ценителей его искусства и первооткрывателей таланта великого классика.
Главная иллюстрация: Павел Кузнецов, «Натюрморт с зеркалами», 1917
Подготовила Рита Лозинская