Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

Картины из коллекции Павла Тычины презентуют в Киеве: что собирал "литературный генерал" советской эпохи?

  1 

В киевском Литературно-мемориальном музее-квартире Павла Тычины впервые презентовали выставку картин из коллекции поэта. В экспозиции — работы Глущенко, Шишко, Билокур, Кульчицкой… Музейщики задумали представить обзор лучших работ собрания. Интересно, что у них поучилось?

Анонс выставки гласит: «Павел Григорьевич приятельствовал со многими художниками, которые считали его талант ровный своему и дарили почти при каждой встрече свои картины, фонды музея скрывают настоящие шедевры. Это работы Дерегуса, Касияна, Пащенко, Шовкуненко, Глущенко, Билокур и много других художников, работы которых посетители никогда не видели.
Придя на выставку, вы не только увидите рисунки и графику известных художников ХХ столетия, но и узнаете когда были подаренные картины и при каких условиях и в каких отношениях были между собой известные художники.» Что ж, навестим музей поэта!
Музей Тычины — одно из самых креативных музейных пространств в Украине. Даже бюст поэта (больше всего, увы, он напоминает тотемный столб) здесь используют в качестве афиши.
Поэт Павел Григорьевич Тычина (1891 — 1967) — украинский гений рангом только чуть поменьше Тараса Шевченко. В отличие от несгибаемого Тараса, судьба автора гениального сборника верлибров «Замість сонетів і октав» («Вместо сонетов и октав»), знаменитого стихотворения про Майдан («На майдані коло церкви революція іде. — Хай чабан, — усі гукнули, — за отамана буде!») и шедевра «Трактор в полі дир-дир-дир, ми — за дружбу, ми — за мир!», ненавидимого всеми украинскими школьниками советской поры, сложилась куда успешнее. Тычина хоть и жил, как свидетельствуют опубликованные уже после распада СССР воспоминания современников, в бесконечном страхе перед репрессиями, однако был, как никто, обласкан советской властью. Сегодня об этом факте самим своим существованием напоминает Литературно-мемориальный музей-квартира Павла Тычины, открытый в Киеве еще в 1980 году. Он функционирует в обычном (правда, «дорогом») жилом доме.




О степени креативности сотрудников «тычиновского» музея можно судить не только по резонансности его работы в украинских медиа и бесконечным пересудам в профессиональной среде. Но — уже непосредственно по околомузейному пространству. Подходы к дому всегда украшены привлекающей внимание атрибутикой.

Вообще, здесь гордятся своими нетипичными для постсоветских музеев маркетинговыми ходами и стратегиями. Обиталище «литературного генерала» советской поры сегодня больше всего напоминает то ли хипстерское кафе, то ли игровую комнату для, снова-таки, хипстеров. И, хотя от личности самого бывшего хозяина здесь осталось очень мало (за что «тычиновцев» за спиной часто ругают их коллеги — киевские музейщики), находиться в столь нетипичном для киевских музеев пространстве весьма интересно.
Магаинчик, гостинная… Коридор, соединяющий разные комнаты (залы) музея, в одной из которых сейчас экспонируется живопись из коллекции поэта, а в другом — графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, украшен инсталляцией из арт-буков. А в прихожей можно взять стикер на память о музее. Все сделано своими руками, все — недорогое по цене и… бесценное в плане креатива.
Выставка «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» весьма любопытна. Однако первый в истории обзор лучшего из живописной коллекции мэтра (который и сам был неплохим художником; увы, его работы в экспозиции отсутствуют) презентовали летом, когда большинство зрителей благополучно разъехались. Да и «неизвестными» спокойно висевшего в кабинете поэта Коцку и хрестиоматийные «Пивонии» (Пионы") Катерины Билокур называть не приходится. Конечно, имеются и работы, незнакомые широкой публике. Но порой заявленные «шедевры» таковыми можно назвать с большой натяжкой.
На открытии выставки выступили известные художники Валерий Франчук (в центре) и график Владимир Гарбуз (справа от Франчука).
Знакомясь с экспозицией, собранной, действительно, по принципу «вот это — у нас самое лучшее» (картины, как водилось еще в 1970-х, просто развесили по стенам), захотелось более познавательной подачи, кураторской концепции. Ведь тема «послевоенные художники — современники Павла Тычины» могла бы прозвучать гораздо более интересно. Следует учесть и нынешнее любопытство публики к весьма качественным работам художников той поры: не «соцарт», но… Легально, безопасно, благостно. Преимущество, недостаток, или же просто проявление личных вкусов поэта?

…Картин Павел Григорьевич, оказывается, вообще не покупал, хотя финансы позволяли. Ему их только дарили. А так как дружил и общался поэт, как водится, только с самыми известными и успешными послевоенными мастерами «живописного цеха» в УССР (работ довоенного периода на выставке нет), в его коллекцию и попали образцы самого что ни на есть официально разрешенного творчества.
Вершиной «фронды» мэтра стало хранение работы 1920-х годов репрессированного художника, «украинского Чюрлениса» Ефима Михайлова. Ею особенно гордятся в «мемориальном» музее.
Ефим Михайлов. Плач Ярославны. 1920-е гг.

Художника Ефима Михайлова (1885 — 1935) называют «украинским Чюрленисом». Он возглавлял общество Леонтовича, там и познакомился с Павлом Тычиной. Михайлов был репрессирован. Несмотря на это, его работу Тычина держал на видном месте у себя в кабинете. Это стало проявлением фронды со стороны поэта.
Мода на «национальный колорит» издавна распространена в среде украинской интеллигенции. «Этнический стиль» оформления жилищ подразумевает и соответствующую интерьерную живопись (а также графику и керамику).
Квартиру Тычины украшало полотно Андрея Коцки «Будь здорова, Закарпатская Украина!» Как можно узнать из музейной спецификации, «когда в 1945 году Закарпатье присоединили к Украине, Тычина ездил туда, и посвятил этому событию стихотворение „Будь здорова, Закарпатская Украина!“. Возможно, именно тогда он познакомился с Андреем Коцкой».

Справа — «Портрет девушки в украинском костюме» Елены Кульчицкой.


Натюрморты — это прекрасно и… безопасно. В политическом отношении.

«Ваза с цветами» Алексея Шовкуненко, 1955 г. (Шовкуненко и Тычина близко дружили много лет).

Трохименко К., «Букет цветов».
  • Иван Шульга, Розовый букет.
  • Шовкуненко, А. Букет роз, 1949.
«Пионы» Катерины Билокур — одна из самых известных работ в собрании Павла Тычины. Известен исторический анекдот, что, узнав, как Павлу Григорьевичу понравилась ее работа, художница лично приехала в Киев презентовать ему другую свою картину. Но в дом на Терещенковской ее не пустил швейцар, карауливший покой советского истеблишмента.
Вообще, с Катериной Билокур переписывалась супруга Павла Гиригорьевича Тычины, Лидия Петровна.
Николай Глущенко — еще один хороший знакомый Тычины. На выставке представлен его натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
«Осенние цветы».
Еще одна работа Глущенко — пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
с лаконичным названием «Лес».
Дубовый лес — снова авторства Алексея Шовкуненко. Художник вообще любил изображать дубовые рощи, что пришлось по вкусу украинским «сильным мира сего» — приятно украшать свои интерьеры реалистичными пейзажами с солнечными лесными лужайками.
Посетительница фотографирует пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
авторства еще одного мэтра послевоенной живописи Украины, Сергея Шишко.
Отдельный зал выставки полностью посвящен графике. В основном, в коллекции — иллюстрации к проитзведениям поэта, подаренные музею уже после смерти Тычины. На фото — графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
, подаренная «тычиновцам» в наше время художником В.Гарбузом. Тем самым. который открывал выставку.
Лопата В. «О, панна Инна…», 1975. Линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
.
Маловский Марьян, «В космическом оркестре», 1981. Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
.

Работа представляет собой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Павла Тычины, и названа по названию известного «раннего» сборника поэта.
Лопата, В. «Зазеленіє, заквітує жито…». Линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
, 1977.
Дерегус М. Дума про козака Голоту. Линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
.
Касиян, В. Безработные, бездомные. Бумага, тушь.

Пащенко А. Днепровские озера. Линогравюра
Линогравюра – способ использования линолеума для создания отпечатков. Наряду с ксилографией относится к группе техник высокой печати, где след на бумаге оставляют выступающие части пластины. Хотя сам линолеум как напольное покрытие был изобретён в 1860-х годах, технику линогравюры впервые опробовали где-то между 1905 и 1913 годами художники группы «Мост» (Die Brücke) в Германии, где подобным образом печатались обои.
Читать дальше
, 1954.
Видео — обзорный тур по залу живописи выставки «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» (укр.). Выставка продлится до 16 августа.
  1 
 Comments
To post comments log in or sign up.