Регистрация

Картины из коллекции Павла Тычины презентуют в Киеве: что собирал "литературный генерал" советской эпохи?

Мне нравится1       0  

В киевском Литературно-мемориальном музее-квартире Павла Тычины впервые презентовали выставку картин из коллекции поэта. В экспозиции — работы Глущенко, Шишко, Билокур, Кульчицкой… Музейщики задумали представить обзор лучших работ собрания. Интересно, что у них поучилось?

Анонс выставки гласит: «Павел Григорьевич приятельствовал со многими художниками, которые считали его талант ровный своему и дарили почти при каждой встрече свои картины, фонды музея скрывают настоящие шедевры. Это работы Дерегуса, Касияна, Пащенко, Шовкуненко, Глущенко, Билокур и много других художников, работы которых посетители никогда не видели.
Придя на выставку, вы не только увидите рисунки и графику известных художников ХХ столетия, но и узнаете когда были подаренные картины и при каких условиях и в каких отношениях были между собой известные художники.» Что ж, навестим музей поэта!
Музей Тычины — одно из самых креативных музейных пространств в Украине. Даже бюст поэта (больше всего, увы, он напоминает тотемный столб) здесь используют в качестве афиши.
Поэт Павел Григорьевич Тычина (1891 — 1967) — украинский гений рангом только чуть поменьше Тараса Шевченко. В отличие от несгибаемого Тараса, судьба автора гениального сборника верлибров «Замість сонетів і октав» («Вместо сонетов и октав»), знаменитого стихотворения про Майдан («На майдані коло церкви революція іде. — Хай чабан, — усі гукнули, — за отамана буде!») и шедевра «Трактор в полі дир-дир-дир, ми — за дружбу, ми — за мир!», ненавидимого всеми украинскими школьниками советской поры, сложилась куда успешнее. Тычина хоть и жил, как свидетельствуют опубликованные уже после распада СССР воспоминания современников, в бесконечном страхе перед репрессиями, однако был, как никто, обласкан советской властью. Сегодня об этом факте самим своим существованием напоминает Литературно-мемориальный музей-квартира Павла Тычины, открытый в Киеве еще в 1980 году. Он функционирует в обычном (правда, «дорогом») жилом доме.




О степени креативности сотрудников «тычиновского» музея можно судить не только по резонансности его работы в украинских медиа и бесконечным пересудам в профессиональной среде. Но — уже непосредственно по околомузейному пространству. Подходы к дому всегда украшены привлекающей внимание атрибутикой.

Вообще, здесь гордятся своими нетипичными для постсоветских музеев маркетинговыми ходами и стратегиями. Обиталище «литературного генерала» советской поры сегодня больше всего напоминает то ли хипстерское кафе, то ли игровую комнату для, снова-таки, хипстеров. И, хотя от личности самого бывшего хозяина здесь осталось очень мало (за что «тычиновцев» за спиной часто ругают их коллеги — киевские музейщики), находиться в столь нетипичном для киевских музеев пространстве весьма интересно.
Магаинчик, гостинная… Коридор, соединяющий разные комнаты (залы) музея, в одной из которых сейчас экспонируется живопись из коллекции поэта, а в другом — графика, украшен инсталляцией из арт-буков. А в прихожей можно взять стикер на память о музее. Все сделано своими руками, все — недорогое по цене и… бесценное в плане креатива.
Выставка «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» весьма любопытна. Однако первый в истории обзор лучшего из живописной коллекции мэтра (который и сам был неплохим художником; увы, его работы в экспозиции отсутствуют) презентовали летом, когда большинство зрителей благополучно разъехались. Да и «неизвестными» спокойно висевшего в кабинете поэта Коцку и хрестиоматийные «Пивонии» (Пионы") Катерины Билокур называть не приходится. Конечно, имеются и работы, незнакомые широкой публике. Но порой заявленные «шедевры» таковыми можно назвать с большой натяжкой.
На открытии выставки выступили известные художники Валерий Франчук (в центре) и график Владимир Гарбуз (справа от Франчука).
Знакомясь с экспозицией, собранной, действительно, по принципу «вот это — у нас самое лучшее» (картины, как водилось еще в 1970-х, просто развесили по стенам), захотелось более познавательной подачи, кураторской концепции. Ведь тема «послевоенные художники — современники Павла Тычины» могла бы прозвучать гораздо более интересно. Следует учесть и нынешнее любопытство публики к весьма качественным работам художников той поры: не «соцарт», но… Легально, безопасно, благостно. Преимущество, недостаток, или же просто проявление личных вкусов поэта?

…Картин Павел Григорьевич, оказывается, вообще не покупал, хотя финансы позволяли. Ему их только дарили. А так как дружил и общался поэт, как водится, только с самыми известными и успешными послевоенными мастерами «живописного цеха» в УССР (работ довоенного периода на выставке нет), в его коллекцию и попали образцы самого что ни на есть официально разрешенного творчества.
Вершиной «фронды» мэтра стало хранение работы 1920-х годов репрессированного художника, «украинского Чюрлениса» Ефима Михайлова. Ею особенно гордятся в «мемориальном» музее.
Ефим Михайлов. Плач Ярославны. 1920-е гг.

Художника Ефима Михайлова (1885 — 1935) называют «украинским Чюрленисом». Он возглавлял общество Леонтовича, там и познакомился с Павлом Тычиной. Михайлов был репрессирован. Несмотря на это, его работу Тычина держал на видном месте у себя в кабинете. Это стало проявлением фронды со стороны поэта.
Мода на «национальный колорит» издавна распространена в среде украинской интеллигенции. «Этнический стиль» оформления жилищ подразумевает и соответствующую интерьерную живопись (а также графику и керамику).
Квартиру Тычины украшало полотно Андрея Коцки «Будь здорова, Закарпатская Украина!» Как можно узнать из музейной спецификации, «когда в 1945 году Закарпатье присоединили к Украине, Тычина ездил туда, и посвятил этому событию стихотворение „Будь здорова, Закарпатская Украина!“. Возможно, именно тогда он познакомился с Андреем Коцкой».

Справа — «Портрет девушки в украинском костюме» Елены Кульчицкой.


Натюрморты — это прекрасно и… безопасно. В политическом отношении.

«Ваза с цветами» Алексея Шовкуненко, 1955 г. (Шовкуненко и Тычина близко дружили много лет).

Трохименко К., «Букет цветов».
  • Иван Шульга, Розовый букет.
  • Шовкуненко, А. Букет роз, 1949.
«Пионы» Катерины Билокур — одна из самых известных работ в собрании Павла Тычины. Известен исторический анекдот, что, узнав, как Павлу Григорьевичу понравилась ее работа, художница лично приехала в Киев презентовать ему другую свою картину. Но в дом на Терещенковской ее не пустил швейцар, карауливший покой советского истеблишмента.
Вообще, с Катериной Билокур переписывалась супруга Павла Гиригорьевича Тычины, Лидия Петровна.
Николай Глущенко — еще один хороший знакомый Тычины. На выставке представлен его натюрморт×Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. читать дальше «Осенние цветы».
Еще одна работа Глущенко — пейзаж с лаконичным названием «Лес».
Дубовый лес — снова авторства Алексея Шовкуненко. Художник вообще любил изображать дубовые рощи, что пришлось по вкусу украинским «сильным мира сего» — приятно украшать свои интерьеры реалистичными пейзажами с солнечными лесными лужайками.
Посетительница фотографирует пейзаж авторства еще одного мэтра послевоенной живописи Украины, Сергея Шишко.
Отдельный зал выставки полностью посвящен графике. В основном, в коллекции — иллюстрации к проитзведениям поэта, подаренные музею уже после смерти Тычины. На фото — графика, подаренная «тычиновцам» в наше время художником В.Гарбузом. Тем самым. который открывал выставку.
Лопата В. «О, панна Инна…», 1975. Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
.
Маловский Марьян, «В космическом оркестре», 1981. Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
.

Работа представляет собой портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше Павла Тычины, и названа по названию известного «раннего» сборника поэта.
Лопата, В. «Зазеленіє, заквітує жито…». Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
, 1977.
Дерегус М. Дума про козака Голоту. Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
.
Касиян, В. Безработные, бездомные. Бумага, тушь.

Пащенко А. Днепровские озера. Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
, 1954.
Видео — обзорный тур по залу живописи выставки «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» (укр.). Выставка продлится до 16 августа.
Комментировать Комментарии
HELP