Регистрация

Картины из коллекции Павла Тычины презентуют в Киеве: что собирал "литературный генерал" советской эпохи?

Мне нравится1       0  

В киевском Литературно-мемориальном музее-квартире Павла Тычины впервые презентовали выставку картин из коллекции поэта. В экспозиции — работы Глущенко, Шишко, Билокур, Кульчицкой… Музейщики задумали представить обзор лучших работ собрания. Интересно, что у них поучилось?

Анонс выставки гласит: «Павел Григорьевич приятельствовал со многими художниками, которые считали его талант ровный своему и дарили почти при каждой встрече свои картины, фонды музея скрывают настоящие шедевры. Это работы Дерегуса, Касияна, Пащенко, Шовкуненко, Глущенко, Билокур и много других художников, работы которых посетители никогда не видели.
Придя на выставку, вы не только увидите рисунки и графику известных художников ХХ столетия, но и узнаете когда были подаренные картины и при каких условиях и в каких отношениях были между собой известные художники.» Что ж, навестим музей поэта!
Музей Тычины — одно из самых креативных музейных пространств в Украине. Даже бюст поэта (больше всего, увы, он напоминает тотемный столб) здесь используют в качестве афиши.
Поэт Павел Григорьевич Тычина (1891 — 1967) — украинский гений рангом только чуть поменьше Тараса Шевченко. В отличие от несгибаемого Тараса, судьба автора гениального сборника верлибров «Замість сонетів і октав» («Вместо сонетов и октав»), знаменитого стихотворения про Майдан («На майдані коло церкви революція іде. — Хай чабан, — усі гукнули, — за отамана буде!») и шедевра «Трактор в полі дир-дир-дир, ми — за дружбу, ми — за мир!», ненавидимого всеми украинскими школьниками советской поры, сложилась куда успешнее. Тычина хоть и жил, как свидетельствуют опубликованные уже после распада СССР воспоминания современников, в бесконечном страхе перед репрессиями, однако был, как никто, обласкан советской властью. Сегодня об этом факте самим своим существованием напоминает Литературно-мемориальный музей-квартира Павла Тычины, открытый в Киеве еще в 1980 году. Он функционирует в обычном (правда, «дорогом») жилом доме.




О степени креативности сотрудников «тычиновского» музея можно судить не только по резонансности его работы в украинских медиа и бесконечным пересудам в профессиональной среде. Но — уже непосредственно по околомузейному пространству. Подходы к дому всегда украшены привлекающей внимание атрибутикой.

Вообще, здесь гордятся своими нетипичными для постсоветских музеев маркетинговыми ходами и стратегиями. Обиталище «литературного генерала» советской поры сегодня больше всего напоминает то ли хипстерское кафе, то ли игровую комнату для, снова-таки, хипстеров. И, хотя от личности самого бывшего хозяина здесь осталось очень мало (за что «тычиновцев» за спиной часто ругают их коллеги — киевские музейщики), находиться в столь нетипичном для киевских музеев пространстве весьма интересно.
Магаинчик, гостинная… Коридор, соединяющий разные комнаты (залы) музея, в одной из которых сейчас экспонируется живопись из коллекции поэта, а в другом — графика, украшен инсталляцией из арт-буков. А в прихожей можно взять стикер на память о музее. Все сделано своими руками, все — недорогое по цене и… бесценное в плане креатива.
Выставка «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» весьма любопытна. Однако первый в истории обзор лучшего из живописной коллекции мэтра (который и сам был неплохим художником; увы, его работы в экспозиции отсутствуют) презентовали летом, когда большинство зрителей благополучно разъехались. Да и «неизвестными» спокойно висевшего в кабинете поэта Коцку и хрестиоматийные «Пивонии» (Пионы") Катерины Билокур называть не приходится. Конечно, имеются и работы, незнакомые широкой публике. Но порой заявленные «шедевры» таковыми можно назвать с большой натяжкой.
На открытии выставки выступили известные художники Валерий Франчук (в центре) и график Владимир Гарбуз (справа от Франчука).
Знакомясь с экспозицией, собранной, действительно, по принципу «вот это — у нас самое лучшее» (картины, как водилось еще в 1970-х, просто развесили по стенам), захотелось более познавательной подачи, кураторской концепции. Ведь тема «послевоенные художники — современники Павла Тычины» могла бы прозвучать гораздо более интересно. Следует учесть и нынешнее любопытство публики к весьма качественным работам художников той поры: не «соцарт», но… Легально, безопасно, благостно. Преимущество, недостаток, или же просто проявление личных вкусов поэта?

…Картин Павел Григорьевич, оказывается, вообще не покупал, хотя финансы позволяли. Ему их только дарили. А так как дружил и общался поэт, как водится, только с самыми известными и успешными послевоенными мастерами «живописного цеха» в УССР (работ довоенного периода на выставке нет), в его коллекцию и попали образцы самого что ни на есть официально разрешенного творчества.
Вершиной «фронды» мэтра стало хранение работы 1920-х годов репрессированного художника, «украинского Чюрлениса» Ефима Михайлова. Ею особенно гордятся в «мемориальном» музее.
Ефим Михайлов. Плач Ярославны. 1920-е гг.

Художника Ефима Михайлова (1885 — 1935) называют «украинским Чюрленисом». Он возглавлял общество Леонтовича, там и познакомился с Павлом Тычиной. Михайлов был репрессирован. Несмотря на это, его работу Тычина держал на видном месте у себя в кабинете. Это стало проявлением фронды со стороны поэта.
Мода на «национальный колорит» издавна распространена в среде украинской интеллигенции. «Этнический стиль» оформления жилищ подразумевает и соответствующую интерьерную живопись (а также графику и керамику).
Квартиру Тычины украшало полотно Андрея Коцки «Будь здорова, Закарпатская Украина!» Как можно узнать из музейной спецификации, «когда в 1945 году Закарпатье присоединили к Украине, Тычина ездил туда, и посвятил этому событию стихотворение „Будь здорова, Закарпатская Украина!“. Возможно, именно тогда он познакомился с Андреем Коцкой».

Справа — «Портрет девушки в украинском костюме» Елены Кульчицкой.


Натюрморты — это прекрасно и… безопасно. В политическом отношении.

«Ваза с цветами» Алексея Шовкуненко, 1955 г. (Шовкуненко и Тычина близко дружили много лет).

Трохименко К., «Букет цветов».
  • Иван Шульга, Розовый букет.
  • Шовкуненко, А. Букет роз, 1949.
«Пионы» Катерины Билокур — одна из самых известных работ в собрании Павла Тычины. Известен исторический анекдот, что, узнав, как Павлу Григорьевичу понравилась ее работа, художница лично приехала в Киев презентовать ему другую свою картину. Но в дом на Терещенковской ее не пустил швейцар, карауливший покой советского истеблишмента.
Вообще, с Катериной Билокур переписывалась супруга Павла Гиригорьевича Тычины, Лидия Петровна.
Николай Глущенко — еще один хороший знакомый Тычины. На выставке представлен его натюрморт «Осенние цветы».
Еще одна работа Глущенко — пейзаж с лаконичным названием «Лес».
Дубовый лес — снова авторства Алексея Шовкуненко. Художник вообще любил изображать дубовые рощи, что пришлось по вкусу украинским «сильным мира сего» — приятно украшать свои интерьеры реалистичными пейзажами с солнечными лесными лужайками.
Посетительница фотографирует пейзаж авторства еще одного мэтра послевоенной живописи Украины, Сергея Шишко.
Отдельный зал выставки полностью посвящен графике. В основном, в коллекции — иллюстрации к проитзведениям поэта, подаренные музею уже после смерти Тычины. На фото — графика, подаренная «тычиновцам» в наше время художником В.Гарбузом. Тем самым. который открывал выставку.
Лопата В. «О, панна Инна…», 1975. Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
.
Маловский Марьян, «В космическом оркестре», 1981. Гравюра×
Литография (от гр. Litos – камень) – способ получения гравюры, при котором краска наносится на поверхность под давлением. При этом оттиск создается с гладкой поверхности, которая, вследствие химической обработки, способна удерживать нанесенный пигмент на основе олифы на определенных фрагментах. Технику изобрели в Германии как более дешевый аналог офорта, позволяющий тиражировать изображения. Это и поспособствовало тому, что литографию начали широко применять в типографиях. Помимо этого она была востребована в искусстве XIX-XX веков, в частности, такими мастерами, как Анри Матисс (Henri Matisse), Франсиско Гойя (Francisco José de Goya), Сальвадор Дали (Salvador Dalí).
читать дальше
.

Работа представляет собой портрет Павла Тычины, и названа по названию известного «раннего» сборника поэта.
Лопата, В. «Зазеленіє, заквітує жито…». Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
, 1977.
Дерегус М. Дума про козака Голоту. Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
.
Касиян, В. Безработные, бездомные. Бумага, тушь.

Пащенко А. Днепровские озера. Линогравюра×
Линогравюра – одна из самых популярных техник печатной графики. Это способ получения изображения, при котором рисунок вырезают на линолиуме, толщиной до 3 мм, покрывают полученные контуры краской, а после делают их оттиск на бумаге. Техника возникла в конце XIX – начале XX века вместе с изобретением линолиума и позволила создавать масштабные гравюры.
читать дальше
, 1954.
Видео — обзорный тур по залу живописи выставки «Неизвестные шедевры из коллекции Тычины» (укр.). Выставка продлится до 16 августа.
КомментироватьКомментарии
HELP