Описание картины «Летящий Демон»
Тема Демона была одним из главных сюжетов, к которым Врубель обращался снова и снова на протяжении всей своей жизни. Будучи человеком со сложным характером, он не отличался особой набожностью: занимаясь росписью Кирилловской церкви, живописец отмечал в разговорах со своими близкими некую отчужденность, которую он испытывал по отношению к религиозным обрядам. Врубелю нравилась суровая монументальность храмов, он считал, что религией творческих людей является искусство.
Эскизы оформления Владимирского собора в Киеве, сделанные Врубелем после работы над Кирилловской церковью, не были приняты — в обликах святых слишком явно проступали земные, а то и вовсе тревожащие взор и смущающие душу образы. Впоследствии они стали проявляться в набросках, из которых художник затем создаст своих знаменитых Демонов.
Первая картина «Демон» Михаила Александровича Врубеля появилась в 1889 году — то была акварель, изображавшая сидящего Демона. После нее художник напишет десятки эскизов, пытаясь уловить тот изменчивый образ, явившийся в его воображении во время изучения византийских фресок и мозаик. Получив предложение иллюстрировать собрание сочинений Лермонтова, куда входила и известная поэма «Демон», Врубель с азартом берется за работу.
Чтобы создать образ своего персонажа, он часто слушает оперу Рубинштейна «Демон», а поэму Лермонтова цитирует наизусть. В результате появляются всем известные картины Врубеля «Демон сидящий» и написанная черной акварелью иллюстрация к поэме «Демон и Тамара». Критика, обрушившаяся на Врубеля после выхода собрания сочинений Лермонтова, привела к тому, что художник на долгих десять лет потерял интерес к этой теме, хотя, по его словам, он задумывал целую тетралогию, изображающую Демона в различных образах.
В 1898 году Врубель возвращается к своему персонажу. Он начинает писать полотно, на котором изображен Демон, летящий над горами Кавказа. На фоне заснеженных гор видна фигура мрачного Демона, облаченного в тунику коричневого цвета. Он устремлен вперед, на его лице угадывается печать скорби и глубокая задумчивость. Мрачные серые и коричневые тона вместе с узким пространством, оставленным между небом и землей, создают ощущение тревоги и обреченности: зрителю кажется, будто Демон летит навстречу своему поражению, уже предчувствуя его, но не в силах что-либо изменить.
Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. Отложив его, он взялся за создание своего последнего шедевра на эту тему — «Демона поверженного», который стал финальным аккордом в этой симфонии.