Описание работы «Богоматерь с младенцем»
С мая по ноябрь 1884 года Михаил Врубель работал над росписью Кирилловской церкви в Киеве. «Богоматерь с Младенцем» – один из четырех образов, написанных им для иконостаса в 1885 году. С ним связана история страстной любви, которой воспылал художник к жене своего заказчика, матери троих детей Эмилии Праховой.
Их первая встреча состоялась, когда Врубелю было 28 лет, а ей – 35. Эмилия была гражданкой Франции, хотя родилась в Санкт-Петербурге. Она окончила консерваторию по классу фортепиано и брала уроки у Ференца Листа. Несмотря на хорошее образование, Эмилия славилась своей эксцентричностью; ее потомки называли ее «дамой с придурью». «В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю – ведь она могла, не моргнув глазом, вылить чай за шиворот кому-то из сидящих, или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком – эдакая домашняя Салтычиха», – вспоминала ее правнучка, художница Александра Прахова.
По ее словам, Эмилии льстила любовь Врубеля, но ответных чувств к нему у нее никогда не было, ведь он вел себя «странно и просто по-детски». Однажды, к примеру, он пришел к ним в гости с носом, выкрашенным зеленой краской. На вопрос Праховой о причине этого грима художник простодушно ответил «Так красиво же!»
А в другой раз художник принес Эмилии одну из своих акварелей в подарок – «Восточную сказку». Зная о проблемах Врубеля со средствами на существование, Прахова предложила ему показать ее известному киевскому меценату Ивану Терещенко. Пылкий поклонник был настолько обижен, что просто изорвал акварель в клочья и поспешно ретировался. Спустя несколько дней он прибыл с извинениями и получил свой рисунок в заклеенном виде.
Поначалу чета Праховых не очень тяготилась выходками и чувствами эксцентричного художника, но в конце концов, когда его визиты к ним на дачу стали слишком частыми, его отослали в Венецию – «изучать византийское искусство». Там Врубель работал над всеми четырьмя образами для иконостаса Кирилловской церкви, и над «Богоматерью с младенцем» в том числе.
Одно время у него в Венеции гостил Николай Мурашко. Увидев начатый образ Богоматери, он обратил внимание, что ее «тип» написан с их общей знакомой – Эмилии Праховой. «Это было ярко выражено, и я не мог этого не заметить, – писал Мурашко в своих воспоминаниях. – Врубель рассмеялся:
– А вы узнали?
– Да, только вы дали ей другое выражение; в натуре это неудержимая крикуха, а у вас – кроткое, тихое выражение.
– Разве она крикуха? Нет, это вы ее не знаете. Видимо, у нас от одного и того же субъекта были различные впечатления».
Прообразом Младенца на коленях у Богоматери стала ее младшая дочь Ольга: ей было пять лет на момент написания картины. Именно ей Прахова доверила поручение сжечь все письма Врубеля после своей смерти, и этот факт принимается некоторыми как доказательство романа между ними.
Другие же считают, что эти отношения послужили причиной того, что Прахов отстранил Врубеля от росписи строящегося в Киеве Владимирского собора – художнику доверили лишь мелкие работы с орнаментом. Но мнение Таисии Мазюк, которая жила с юности в семье Праховых, опровергает эти домыслы. «Искусствовед прекрасно знал цену этому художнику, – рассказала она в интервью. – И говорил, что будь его воля, построил бы храм, который предложил расписывать только Врубелю – такому таланту нужны другие стены. Врубель не вписывался в компанию с такими традиционными художниками, как Васнецов и Нестеров». Кроме того, он даже опоздал на полгода с предоставлением эскизов для Владимирского собора.
Автор: Наталья Азаренко