«Утреннее солнце» – одна из бесчисленных картин Ловиса Коринта, запечатлевших его излюбленную модель, драгоценную музу, главную женщину всей его жизни – жену Шарлотту Беренд.
Он
писал ее на каждом этапе развития их отношений, в различных ипостасях, ведя своеобразную летопись их семейной жизни. Среди прочих переменных, с момента их встречи Шарлотта стала единственной константой в биографии Коринта, изобилующей взлетами и падениями. А позже – и несгибаемой опорой во время тяжелой болезни, отнявшей чувствительность и подвижность половины тела художника.
Красота в глазах смотрящего
Неизменным было и то, как Коринт изображал свою верную соратницу и подругу. Часто он не знал жалости к своим персонажам, живописуя их чересчур натуралистично, порой выпячивая характерные и не всегда приятные черты. Не имело значения, был то ветхозаветный
Самсон, товарищ Ловиса писатель
Герберт Ойленберг, да хоть сам Коринт
собственной персоной.
Лишь только Шарлотта Беренд исключительно прекрасна на всех его полотнах. Неважно, писал он ее в начальный, исполненный романтики
конфетно-букетный период отношений, или
через восемь лет совместной жизни, уже с двумя детьми на руках. Или
спустя все двадцать, в ее зрелые годы – любая сцена с участием жены дышит невыразимой нежностью, преданностью и теплотой, на какую только был способен беспощадный ко всему остальному миру Коринт.
И Шарлотта отвечает ему взаимностью. Всю эту гамму чувств хранит ее мягкий взгляд с картины «Утреннее солнце». Художнику удалось поймать скоротечный, а поэтому ценный для импрессиониста момент пробуждения: буквально один миг между сном и явью.
Не успев привести в порядок сбившуюся во время сна ночную рубашку, едва открывшая глаза Шарлотта прикрывает их от слепящего солнца краем подушки, чтобы как следует разглядеть первое, что предстает перед ее взором каждое утро, и самое драгоценное, что есть в ее жизни, – своего мужа.
Красавица и чудовище
Трудно поверить, но в момент написания картины их брак уже приближался к 10-летней отметке. Впервые художник встречает Шарлотту в 1901 году, когда та поднимается по ступеням свежеоткрывшейся художественной школы для женщин в Берлине, основателем и преподавателем которой, собственно, и был Коринт.
На первых порах замкнутый в себе и неуклюжий художник сторонится 21-летней девушки из хорошей еврейской семьи (ее отец владел торговым бизнесом) более чем в два раза младше его. Но очень быстро цветущая красота, природный шарм, острый ум и искрящееся жизнелюбие Шарлотты снимают чары с угрюмого мэтра и превращают нелюдимое существо в ее единственного и неповторимого принца.
Спустя полгода после встречи Коринт пишет ее
первый портрет, а еще через месяц они едут в совместный отпуск на побережье Балтийского моря. Здесь их отношения переходят на новый уровень: Ловис и Шарлотта становятся парой, которую способна будет разлучить лишь смерть.
Цыганская дочь
Во время знаменательного морского путешествия Коринт напишет один из самых известных образов своей возлюбленной и даст ему название, которое станет почвой для трудностей перевода на любой из языков мира –
Paddel-Petermannchen.
А появилось оно так. Шарлотта делится с художником историей о том, как однажды она получила предложение руки и сердца от некоего поклонника из Саксонии. Чтобы избавиться от ухажера, шутница преподносит ему легенду о своих корнях, согласно которой она на самом деле происходит из знаменитого цыганского рода Петерманов. Но в глубоком детстве кочевая семья выменяла ее на другого, белокурого и голубоглазого ребенка.
Коринту настолько понравился рассказ, что с тех пор он зовет Шарлотту не иначе как уменьшительно-ласкательной формой ее «цыганской» фамилии – Petermannchen, что по-русски звучит приблизительно как «Петерманчик». Это прозвище появится и на других картинах Коринта, посвященных жене.
Особая связь, которую всю жизнь сохраняли неразлучные с того балтийского отпуска влюбленые, стала темой юбилейной
почтовой марки, выпущенной в Германии в честь 150-летия со дня рождения художника. Ее левая сторона посвящена
«Автопортрету с моделью», написанному в год свадьбы Ловиса и Шарлотты (1903). А правая, большая часть отведена картине «Утреннее солнце», сохранившей самое нежное и интимное мгновение их совместной жизни.
Автор: Наталья Азаренко