Картина
«Пирс в Гурзуфе», как и прочие крымские работы этих лет, написана после переезда (на время) Коровина с семьей в Крым. Впервые он там побывал в конце 1880-х вместе с
Саввой Мамонтовым и был совершенно очарован. При первой же возможности он купил участок в Гурзуфе у самого моря, построил дом и частенько приезжал сюда. В Крыму ему хорошо писалось.
В Первую мировую войну повод для переезда в крымский дом был нерадостный. Произошел несчастным случай с его сыном Алексеем. Потом художник сам сильно болел. Ехать в Крым решено было, чтобы поправить здоровье. И действительно, климат и природа хорошо повлияли на состояние Коровина, к нему вернулось вдохновение, он много работал. Крымские картины этих лет – лучшие образцы коровинского импрессионизма.
На картине «Пирс в Гурзуфе» изображена девушка за столом в открытом кафе на причале. За ней виднеется парусник. На среднем плане справа – люди на берегу. Великолепен колорит картины. Константин Коровин часто использовал контраст холодных и теплых тонов в одном изображении. Здесь главное противопоставление – прохладные голубой и фиолетовый и теплый оранжевый. Эти цвета использованы в интерьере, играют они в наряде самой девушки: бело-голубое платье и теплые цвета шляпки, в поставленных на стол предметах, нарядах прогуливающихся у моря людей вдалеке, в самом паруснике и виднеющемся за ним пейзаже. Крыша кафе, составленная из широких фиолетовых мазков, перемежаемых теплыми деревянными перекладинами, кажется небом, постепенно переходящим в более светлое «небо снаружи». Световоздушное пространство за стенами кафе поражает тонкими переходами белых, розовых, сиреневых и голубых тонов. Картина залита солнечным светом, отблески его высветляют половицы, играют на воде и отражаются в глади стола. В данном случае Коровин следует вполне традиционным принципам импрессионистов, делая главными героями своей работы цветовые контрасты и световые отблески. Импрессионистское правило «случайного кадра» соблюдено. И сам сюжетом кажется поводом для передачи света. Правда, черного цвета художник не избегает, и он прекрасно вписывается в общую палитру, не утяжеляя и не омрачая ее.
Общее настроение картины – светлое, радостное, солнечное. Коровин работал разнонаправленными мазками – где-то широкими, в других местах – густыми и частыми, формы все обобщенные, пространство – сияющее, бликующее. Осязаемо отражена разнофактурность изображенного: бликующая рябь воды, плотность натянутого паруса, тепло деревянных материалов, жар солнца снаружи и тень под навесом.
«Чувствовать красоту краски, света – вот в чем художество выражается», – говорил Коровин и стремился добиться этого в своих работах. Вне всякого сомнения, ему это удалось.
Автор: Алена Эсаулова