Описание картины «Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград )»
Картина «Итальянский полдень» (холст, масло) – одно из известнейших полотен живописца. Парное к «Полудню» произведение «Итальянское утро» было создано в 1823 г. и преподнесено Александре Федоровне, супруге императора Николая I. В этих работах есть много сходных черт: уединенный пейзаж, обрамленный листвой, игра света, мягкость отделенной от фона линии силуэта… Ключевые мотивы композиции сопоставляются по зеркальному принципу: фигура, наклоненная вниз или тянущаяся вверх; спиной или лицом к источнику освещения.
В 1825 г. общество восторженно встретило первое из завершенных в Италии полотен художника «Итальянское утро», и император пожелал дополнить его парной картиной, что послужило причиной создания «Итальянского полудня» Карла Брюллова. В данной работе в первый раз возникает любимый живописцем типаж простой женской красоты. Общество поощрения художников достаточно прохладно встретило эту работу, которая была представлена во время петербургской выставки и получила ряд неодобрительных откликов критиков: они полагали, что сама модель не обладает изяществом, не отвечает общепринятым понятиям красоты. Существует несколько вариантов картины. Тот, который находится в Третьяковской галерее, сдержаннее, условнее, а модель, изображенная на картине «Итальянский полдень» скорее подобна не настоящей крестьянке, а античной менаде, сопутствующей Вакху.
Девушка видит превосходную гроздь винограда и восхищается щедротами природы. Это и есть сюжет картины Великого Карла «Итальянский полдень». Свет солнца, наполняющий ягоды изнутри, отражается также в выразительных карих глазах красавицы, а еле приметный румянец на ее щеках подчеркивает поразительную трепетность и свежесть юности. Бархат смуглой кожи оттенен белизной блузы. Дева, впитав лучи знойного солнца, будто бы светится изнутри.
Насыщенная зелень винограда, темная лестница, плетеная корзинка – все эти детали «Итальянского полдня» художника Карла Брюллова подчеркивают яркость летнего солнца, прелесть итальянского полдня. Девушка, гроздь винограда и свет сплетаются в волшебной гармонии, характерной для всех работ К.Брюллова.