войти
опубликовать
$52
Цифровая версия: 220.0 kB
1687 × 1200 px • JPEG
45.9 × 35.3 см • 86 dpi
28.6 × 20.3 см • 150 dpi
14.3 × 10.2 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж
Стиль: Романтизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1865
Размер: 97×126 см
Работа в коллекции: Айвазовский Елены Антонюк
Работа в подборках: 7 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Феодосия. Закат солнца»

В Национальной картинной галерее Армении вторая по величине - после Феодосийской галереи - коллекция произведений Айвазовского: 62 работы. Конечно, среди них есть картины самого знаменитого художника-армянина на темы, связанные с его исторической родиной: «Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции» (мхитаристы - это армянский католический монашеский орден, он основан в 1712 году Мхитаром Севастийским, который бежал от турецкого преследования и нашёл покровительство папы римского) и «Сошествие Ноя с горы Арарат». А данное полотно - «Феодосия. Закат солнца» - посвящено фактической родине и главному городу в жизни художника.

Айвазовский появился на свет в Феодосии. Но потом в его жизни было испытание географическими соблазнами. Он учился в Академии художеств в Петербурге. Жил и работал в Италии - Риме, Неаполе, Сорренто, Венеции. Устраивал выставки своих картин в Париже, Лондоне, Амстердаме. Он объездил весь мир, даже в Америке побывал, на Ниагарский водопад посмотрел. И всё же одно из своих писем Павлу Третьякову завершил словами: «Мой адрес: всегда в Феодосии».

Айвазовскому было всего 28 лет, когда он, уже многое повидав и осознав величину своего таланта, принял решение навсегда поселиться в провинциальной Феодосии. Во-первых, это красиво. Во-вторых, удобно. Феодосия бесперебойно поставляет художнику морские закаты и лунные дорожки, а наблюдать за натурой художник может прямо со своего балкона. Здесь тепло. И до других крымских красот рукой подать.

Но дело, похоже, не только в этом. Айвазовский не считал скромность добродетелью. Он наслаждался своим успехом. Современники отмечали его тщеславие, генеральские замашки, а Чехов, однажды навестивший Айвазовского в Феодосии, отзывался о нём как о «помеси добродушного армяшки с заевшимся архиереем» - неполиткорректно по нашим временам, но факт остаётся фактом. В Петербурге Айвазовский был бы одной из знаменитостей, Феодосию же он заполнил собой всю. Здесь он царствовал.

Вот что писал поэт и коллекционер Александр Жиркевич о месте, которое занимал Айвазовский в родном городе: «Везде на устах имя Айвазовского: в гостинице, в лавках, и надо сознаться, что его хвалят как доброго, хорошего человека вообще, и в частности, как благодетеля Феодосии, но зачем только намазывал свое имя на иконе, да так, что его можно прочесть с середины церкви?» Железная дорога, водопровод, концертный зал, библиотека, картинная галерея – к появлению всего этого в Феодосии Айвазовский приложил руку. Так что вполне закономерно, что при появлении художника в публичных местах люди перешёптывались: «Дорогу, дорогу его высокопревосходительству!" (император Николай II пожаловал Айвазовскому чин действительного тайного советника, поэтому такое обращение оправдано).

Как при жизни Айвазовского, так и сейчас главными достопримечательностями Феодосии являются сам Айвазовский и башня святого Константина, которую мы можем увидеть на современном гербе города и на рассматриваемой здесь картине.

Эта башня неоднократно изображена Айвазовским на его полотнах и рисунках с видами Феодосии (1, 2, 3, 4). Писали её и другие художники – например, ученик Айвазовского Адольф Фесслер.

Башня святого Константина – средневековое наследие Феодосии. В 1266 году генуэзские купцы основали на этой территории город под названием Кафа. Защищала Кафу крепость, насчитывавшая около 30-ти башен, башня с картины – одна из них: она была построена в конце 14-го века и сохранилась лучше других. Те, кто бывал в Феодосии, заметят несоответствие: сейчас башня стоит на суше, в парке, а на картинах Айвазовского – у самой воды: береговая линия сдвинулась из-за развития феодосийского порта.

Несмотря на то, что зрители неизменно восхищаются реалистичностью картин Айвазовского, его живопись относится к такому художественному направлению, как романтизм. Картины, написанные в этом стиле, сверх меры эффектны, эмоциональны, возвышенны. Если речь идёт о романтическом пейзаже, то художник всегда предпочтёт шторм штилю, яркий закат блёклому утру, исключительное – повседневному. Излюбленные объекты пейзажистов-романтиков – одинокие деревья, маяки и… башни! В башне есть всё, что любили романтики, – и экзотика, и загадочность, и возвышенность (включая буквальную), и грандиозный фон, рядом с которым отдельный человек и его судьба кажутся песчинкой.

И Айвазовскому, как мы выяснили, за таким ценным объектом не нужно было отправляться за тридевять земель – средневековую генуэзскую башню он каждый день наблюдал просто со своего балкона.

Автор: Наталья Кандаурова
Комментарии