войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Дерево
Дата создания: 1490-е
Размер: 86.5×120 см
Работа в коллекции: Босх Елены Антонюк
Работа в подборках: 14 подборок

Описание картины «Святые Отшельники»

«Святые отшельники» – триптих Босха, сильно пострадавший от времени и (возможно) от пожара. Хранится в Венеции, во Дворце Дожей.

Каждая из створок посвящена одному из трёх святых: на правой створке написан Антоний, наиболее часто изображаемый Босхом святой, на центральной – Иероним (ему также посвящена отдельная картина Босха), на правой – впервые появляющийся в творчестве Босха святой Эгидий.

Считается, что литературными источниками для «Святых отшельников» послужили два средневековых трактата: «Книга высшей правды» фламандского мистика Яна ван Рёйсбрюка, где эти три отшельника персонифицируют три этапа восхождения к высшему смыслу, и «О подражании Христу» немецкого монаха Фомы Кемпийского, в котором, критикуя показное внешнее благочестие, автор призывает к обретению внутреннего мира через самоотречение, заключающееся в умерщвлении плоти, постоянной молитве и богоугодных размышлениях.

Левая створка. Святой Антоний

Основоположник отшельнического монашества, Антоний изображается на фоне мрачного ночного пейзажа, в верхней части оживляемого заревом горящих построек, а в нижней – кишащего зооморфными босховскими демонами и отмеченного головоногим монстром. Антоний набирает воду в кувшин (как и в «Искушении св. Антония» из Канзас-сити – картине, совсем недавно атрибутированной Босху) и в это время сталкивается с искушением. В пруду, рядом с сухим деревом, по колено в воде стоит обнажённая царица ночи (этот персонаж несколько раз возникает и в триптихе Босха «Искушение св. Антония»), однако Антонию, благодаря молитве, удаётся преодолеть дьявольское наваждение.

Центральная створка. Святой Иероним

Иероним, которого Босх показывает истощённым постоянной аскезой, изображается с традиционными атрибутами – кардинальским красным плащом и широкополой шляпой, выцветшими и ветхими. Его окружает полуфантастический пейзаж, пересеченная местность, изобилующая руинами, которые напоминают языческое капище. Вокруг разбросаны мрачные символы лежащего во зле мира: демонические крысы пожирают друг друга, неподалёку валяются обглоданные кости, в необычном сооружении, отдалённо напоминающем улей, заключена маленькая фигурка – то ли символ алхимии, то ли человек, наказанный за сластолюбие. Маленький лев – постоянный спутник Иеронима – лакает воду из пруда, отвернувшись от зрителя. Не погрязнуть в отчаянии святому помогает распятие, к которому Иероним в молитве протягивает левую руку.

Правой рукой святой указывает на полупрозрачное видение обуздания Единорога. В средневековой семиотике это животное, приманить которое могла только девственница, считалось символом непорочности. С другой стороны, его рог рассматривался как фаллический символ. Обуздать Единорога означало побороть насылаемые дьяволом плотские вожделения.

Правая створка. Святой Эгидий

Отшельник VII века Эгидий изображается молящимся в пещере. Он считается покровителем нищих и калек, а также избавителем от «черной смерти» (чумы). Если постоянным спутником Иероним был лев, то живым существом-спутником Эгидия была олениха, которую Босх изобразил у ног святого. Охотники-вестготы хотели убить олениху, но, по легенде, Эгидий заслонил её собой, поэтому он изображается с торчащей из груди стрелой.

«Какую силу самоотречения являет нам жизнь святых отцов, удалившихся в скиты! – восхищённо писал Фома Кемпийский. – С какими долгими и мучительными искушениями приходилось им бороться! Как часто одолевал их дьявол! Как жарко и много молились они Господу!.. Как велико и горячо было их рвение к усовершенствованию своего духа!» Высокопоставленный член религиозного Братства Богоматери Иероним ван Акен, принявший псевдоним Босх, в триптихе «Святые отшельники» полностью разделяет это преклонение немецкого мистика перед монашеским подвигом.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии