Описание картины «Распятие с донатором»
«Распятие с Богоматерью, Иоанном, апостолом Петром и донатором» относят к раннему периоду творчества Босха – 1480-1485 гг.
Центром композиции традиционно является крест с распятым на нем Спасителем, окружённый монументальными фигурами Марии и Иоанна (слева) и апостола Петра (справа). Рядом с Петром изображён коленопреклонённый донатор – заказчик картины. Исследователями даже называлось его предполагаемое имя – Питер ван Ос, один из высокопоставленных жителей Хертогенбоса, родины Иеронима Босха. Его двухцветный наряд с вертикальными полосами, модный в годы позднего Средневековья, носит название «мипарти» (от французского и латинского mi-parti – «разделённый пополам»). Подобное вертикальное цветовое деление появилось в европейской моде, начиная с XII века, а после XVI века сохранилось только в шутовской одежде. Особая бледность и отрешённый вид донатора заставили ученых предположить, что на момент написания картины его уже не было в живых.
Передний план изобилует знаками тленности. Череп и разбросанные кости; гвоздь, вколоченный в основание креста; ворон, дожидающийся чьей-то близкой смерти; бесплодное полое дерево – эти символы будут возникать у Босха и позднее.
Особым достоинством картины является пейзаж, написанный Босхом со знанием световоздушной перспективы: извилистые тропинки, по которым бредут фигурки странников, мельница, деревья, шпили соборов и крыши домов. Этот пейзаж вполне мог быть реальным видом Хертогенбоса – города, примечательного грандиозным собором Святого Иоанна и тем, что здесь прошла вся земная жизнь Иеронима Босха.
Автор: Анна Вчерашняя