О парижской клоунессе Ша-Ю-Као не известно почти ничего. По обрывочным сведениям, когда-то давно, до внимания Лотрека, она была гимнасткой, юной и стройной. Потом Ша-Ю-Као повзрослела и потяжелела, рассталась с блестящей спортивной цирковой карьерой, но не с цирком. Она надела широкие черные шаровары, смешной белый колпачок с яркими желтыми лентами, пышный желтый воротник – и стала клоунессой и танцовщицей. Странное имя Ша-Ю-Као, которое можно заподозрить в азиатском происхождении, - это, конечно, псевдоним. И сложился он из фрагментов двух французских слов: первая часть – из названия фривольного танца «chahut», вторая – из слова, обозначающего хаос и шум «chaos». Урезанные до неузнаваемости, эти обрывки слов звучали очень модно, по-японски.
В конце XIX века Париж одержим всем японским: гравюрами, ширмами, нэцке, кимоно, веерами. Арт-дилер
Амбруаз Воллар издает сборники гравюр по примеру японских и приглашает для этого
Жана Эдуара Вюйара,
Мориса Дени,
Пьера Боннара и, конечно, Тулуз-Лотрека. Лотрек и без того увлечен японским искусством и выразительными, эстетическими принципами японской гравюры: он разрабатывает афиши для певцов, танцовщиц и певиц и применяет этот японский стиль печати больших пятен чистых ярких цветов, он располагает срезанные краями бумаги фигуры на первом плане. А для сборника гравюр, который ему предлагает выпустить Воллар, выбирает самую любимую тему – женщины. И первая гравюра в сборнике –
изображение уставшей Шо-Ю-Као, отдыхающей после выступления.
Если Тулуз-Лотрек чем-то или кем-то увлекается, он пишет это безостановочно, без оглядки на мнения или приличия. В одно время он без ума от велогонок, в другое – от скачек, он преклоняется перед красотой и умом
Мизии Натансон и пропадает целыми месяцами в ее загородном доме, бесконечно зарисовывая каждый взгляд, каждый жест своей музы. Он так одержим новой загадочной певицей
Иветт Гильбер, что ходит на все ее выступления и тащит на них друзей, он так восторженно принимает скандального
Аристида Брюана, что становится завсегдатаем его кабаре «Мирлитон». Он так увлечен повседневной жизнью проституток, что буквально поселяется в их спальнях и проводит там часы за рисованием, пока его модели в ожидании клиентов отдыхают, болтают, причесываются.
В 1895 Тулуз-Лотрек чуть ли не каждый вечер проводит в баре, где мужчины – очень редкие гости. Это бар для лесбиянок. И Ша-Ю-Као – постоянная посетительница. Впервые Лотрек написал ее без сценического наряда и грима –
танцующей в паре с другой женщиной на одной из таких вечеринок. На это время его художественная страсть – общение и нежность двух влюбленных женщин. Клоунесса Ша-Ю-Као привлекала Лотрека, однако, не только способностью беспечно пройтись под руку с подругой по самым злачным местам Монмартра. Ее изображения сложно поместить в один ряд с постельными сценами из любимых публичных домов Лотрека. Она звезда, она не безвестная работница дома терпимости, а артистка невероятно редкого для женщины жанра. Она веселит и развлекает, наряжается в неженские, неизящные наряды и носит колпак – она за тем пределом привычной привлекательности, за которым художник Анри де Тулуз-Лотрек ищет вдохновение всю жизнь, за которым открывает, осмысливает и создает новую привлекательность.
Автор: Анна Сидельникова