Тулуз-Лотрек оставил множество изображений женщин в уединении, зачастую – за туалетом. Здесь он поместил свою героиню в центр композиции и показал крупным планом, предлагая зрителю полюбоваться её скульптурной спиной.
В то время тема купальщиц была популярна, например, у
Мэри Кассат и
Пьера Боннара, но в этой картине Лотрека преобладает, прежде всего, натуралистическое влияние
Эдгара Дега. Пренебрежение академической позой и преувеличенная перспектива, довольно необычная для работ Лотрека, звучит эхом к серии женщин за туалетом, которые Дега представил на восьмой (и последней) выставке импрессионистов в 1886 году. Обрамление сцены и высокая точка обзора напоминают виртуозную пастель Дега
«Ванна», которой Лотрек искренне восхищался. Как и его старший коллега, он показывает женщин «без излишеств», как если бы «подглядывал в замочную скважину». Однако Лотрек отличается от Дега человечностью, с которой наблюдал и рисовал своих натурщиц.
«Рыжая (Ванная комната)» долгое время считалась одной из работ, созданных в 1896-м – в период одержимости художника борделями. Однако более поздние исследования показали, что она появилась раньше – в 1889 году. В августе следующего года Лотрек написал торговцу произведениями искусства о двух картинах, которые он недавно показал в Брюсселе с «Обществом XX» («Двадцаткой») – группой авангардных бельгийских художников. Одну из них он описал как изображение
«рыжеволосой обнажённой женщины, сидящей на полу спиной к зрителю». Эту дату также подтверждают яркая палитра синего, красного, зелёного и жёлтого цветов, подчёркнутых белым, а также свободная манера письма. А отсутствие эскизов и предварительных рисунков позволяют предположить, что работа была написана прямо с натуры. Художник разбавил масляные краски скипидаром, чтобы придать картине «небрежный» вид наброска.
Предполагается, что Лотреку позировала одна из его любимых рыжеволосых моделей
Кармен Годен. Плетёная мебель и деревянные полы указывают, что сцена происходит не в борделе, а в мастерской художника на улице Коленкур. Есть фотография Лотрека, работающего над картиной
«В Мулен Руж. Танец» в студии на улице Коленкур в Париже. И на снимке видно то же плетёное кресло и деревянный пол, как на «Рыжей».
Кармен Годен позировала художникам, но не была проституткой. Однако кое-какой реквизит и одежда предполагают, что модель на картине – куртизанка. Она раздела, частично обёрнута полотенцем и на правой ноге у неё тёмный чулок. Остальная её одежда сложена на тростниковом кресле рядом. Эти детали намекают на то, что она оказывает сексуальные услуги.
С этой картиной связан ряд нестыковок. Помимо уже упомянутой ошибки в датировании это несколько названий – «Рыжая», «Ванна», «Туалет». Теперь установлено, что автор представил её в 1890 году в Брюсселе именно под названием «Рыжая».
Франция получила картину в 1914 году после смерти её владельца – политика Пьера Гужона. Сначала она выставлялась в Люксембургском музее, затем в Национальном музее современного искусства, потом в Лувре. Музею Орсе работу передали в 1983 году.
Автор: Влад Маслов