«Заклинательница змей» написана по заказу Эли Делоне, матери художника
Робера Делоне. Роль Робера в судьбе Анри Руссо трудно переоценить. Именно он вывел Таможенника в «большой мир», с его легкой руки о Руссо заговорили.
Эли Делоне много путешествовала. Вероятно, ее рассказы об Индии вдохновили Руссо. Художник, так убедительно изображавший причудливые тропические растения, сроду не видел ни джунгли, ни Индию, да и вообще из Франции не выезжал, хотя поддерживал легенду о том, что во время службы побывал в Мексике. Единственным местом, где Руссо мог видеть тропические растения, был Ботанический сад. Впрочем, изображенную на картине растительность мы не встретим нигде – она плод воображения Таможенника.
Руссо не владел техникой создания линейной перспективы, но, виртуозно работая цветом, достигал эффектов отдаления и приближения. В центре изображения – черная фигура укротительницы, навеянная образом Эли Делоне. Варьирование глубины черного (
Гоген восхищался тем, как великолепно Руссо оперирует черным цветом) придает фигуре заклинательницы магнетизм, она завораживает и притягивает взгляд, зритель словно проваливается в этот черный центр картины. Обвившая тело заклинательницы змея кажется ее продолжением, словно они созданы из одного вещества. Светлеющее небо на заднем фоне создает ощущение удаленности.
Розовый фламинго рядом с женщиной – из категории любимых объектов художника.
На передний план выходят солнечно-зеленые неведомые растения с крупными длинными листьями. Когда Руссо писал деревья, цветы, то иной раз использовал более 20 оттенков зеленого в одной картине. Голубой (справа) и красный (вверху) сполохи разбавляют это царство зелени.
Это один из первых опытов создания Таможенником сновидческого пространства, по сути, предтеча сюрреализма. В максимальной степени оно будет реализовано в последней картине художника,
«Сновидении». Но уже представленная здесь реальность кажется переходом в мир снов.
Робер Делоне, уговорив мать заказать Таможеннику картину, сделал большой подарок как будущим поклонникам Руссо, так и себе. Уже через 15 лет он продаст «Заклинательницу змей» за 50 тысяч франков. Новый владелец, коллекционер Жак Дусе завещал картину Франции, и она стала первой работой Руссо, экспонировавшейся в Лувре. Из Лувра «Заклинательница» попала в парижский Музей современного искусства, а из него – в Музей д'Орсэ, где находится и поныне.
Автор: Алена Эсаулова