Мост Европы – самое современное место, которое только можно было найти в Париже в 1870-е. Ему всего десяток лет, посредине моста – площадь, к которой сходятся 6 широких новых улиц. Под тяжелым, мощным мостом проходят поезда, отправляющиеся от
вокзала Сен-Лазар и прибывающие туда.
«Мост Европы» - это картина Кайботта-инженера, который готов к импрессионистским художественным экспериментам в изображении заднего фона, залитой солнцем дороги, дыма, поднимающегося над мостом, но не готов пожертвовать ни одним мощным, тяжелым болтом в точно выстроенной конструкции самого моста. Кайботт любуется.
Эти шумные, многолюдные, оглушающие места в новом, перестраивающемся Париже стирают границы между сословиями и в каждую новую минуту обещают новые впечатления. Наслаждаться грохотом, запахами и монументальными формами нового мира могут все: рабочие, священники, проститутки, фланеры, богачи и бедняки, парижане и провинциалы. Здесь никому не по пути, но и никто никому не мешает.
Мужчину и женщину на мосту Европы мы словно увидели случайно, обернувшись на громкий звук или обрывок фразы. Они не пара, между ними секунду назад еще что-то происходило, но теперь не понятно, что именно. Некоторые современные критики находят здесь многоуровневую игру в соблазнение. Богатый мужчина, уходя от внимания женщины (скорее всего проститутки), переводит уже почти заинтересованный взгляд на мужчину-рабочего, который опирается на перила моста. Никем еще не доказанные подозрения Кайботта в гомосексуальности основываются чаще всего на его холостяцкой жизни, непродолжительных романах, особом интересе к мужской натуре и незначительному вниманию к изображению женщин.
Когда картина впервые была представлена на Третьей выставке импрессионистов в 1877 году, вряд ли кому-то приходило в голову искать в ней подобные неоднозначные подтексты. Скандальным и новаторским был просто выбор героев по социальному признаку и темы. Ани Дистель, почетный хранитель музея Орсэ и историк искусства, говорит, что этой картиной и несколькими другими Кайботт начинает новое искусство, которому в литературе соответствует натурализм.
Кайботт написал еще два эскиза к «Мосту Европы» (
один хранится в частной коллекции,
второй – в музее изобразительных искусств в Ренне) и полноценную картину
«На мосту Европы» (та же конструкция моста, но на предельно близком расстоянии, почти инженерный чертеж). И судя по всем этим вариациям, главным героем картины для художника, инженера, садовника, гребца Кайботта был все-таки мост. Самое современное, непредсказуемое и завораживающее место в новом Париже.
Читайте также: какую информацию можно извлечь из сравнения окончательного варианта "Моста Европы" с эскизом картины?Автор: Анна Сидельникова