По-королевски щедрый дар делают Музею изящных искусств (МИИ) в Бостоне частные коллекционеры Роуз-Мари и Эйк ван Оттерлоо, а также Сьюзан и Мэтью Уэзерби. Они обязались пожертвовать учреждению 113 картин Золотого века Голландии, в том числе – работы Рембрандта, Антониса ван Дейка, Яна Брейгеля Старшего, Геррита Доу и ещё свыше семидесяти живописцев. Выставка «Шедевры голландской и фламандской живописи» отмечает этот крупнейший подарок европейских полотен в истории МИИ.
Помимо этого меценаты планируют предоставить институту крупную библиотеку и профинансировать создание первого в США Центра голландского искусства.
Посетительницы осматривают картины на выставке «Шедевры голландской и фламандской живописи» в Музее изящных искусств Бостона. Фото: mfa.org
Прекрасно сохранившиеся работы высочайшего качества демонстрируют всё разнообразие жанров, которыми славилась живопись Голландской республики в XVII столетии – будь то портреты кисти Рембрандта Харменса ван Рейна, юмористические жанровые сцены Яна Стена, поэтичные ландшафты Якоба ван Рёйсдала и атмосферные марины Виллема ван де Вельде Младшего, роскошные натюрморты Яна Давидса де Хема, городские пейзажи и интерьеры. В число фламандских картин входят эскизы Питера Пауля Рубенса, портреты Антониса ван Дейка, цветочные инсталляции Амброзиуса Босхарта Старшего и пейзажи Яна Брейгеля Старшего.
Лесистый пейзаж с рекой, пастухом и овцами
1660, 87×100.5 см
Портрет Алтье Айленбург
1632, 73.7×55.8 см
Главной достопримечательностью среди подарков станет «Портрет Алтье Айленбург» (1632) Рембрандта ван Рейна, проданный в 2000-м году на аукционе Christie's за 19,8 млн фунтов стерлингов. Он находится в почти идеальном состоянии и демонстрирует тонкое наложение чёрных тонов на чёрные, а также виртуозное владение кистью. Эта женщина была двоюродной сестрой как будущей жены художника Саскии, так и известного торговца произведениями искусства Хендрика Айленбурга, у которого Рембрандт жил в свой первый приезд в Амстердам.
Слева: Рембрандт ван Рейн, «Портрет Алтье Айленбург» (1632). Частная коллекция, Бостон
«Портрет Алтье Айленбург» будет шестым произведением знаменитого голландца в коллекции музея наряду с «Портретом женщины с золотой цепью», написанным в тот же период, и ранним интерьером «Художник в мастерской» (1628).
В числе других ценных работ, которые войдут в собрание МИИ, есть живописный «Зимний пейзаж близ деревни» (ок. 1610 – 1615) Хендрика Аверкампа. Он изображает мужчин, женщин и детей, катающихся на коньках, рыбачащих и играющих в кольф (гольф на льду). Картина напоминает об очень холодных европейских зимах в начале XVII века – эпохе, известной как «малый ледниковый период».
Слева: Рембрандт ван Рейн, «Портрет Алтье Айленбург» (1632). Частная коллекция, Бостон
«Портрет Алтье Айленбург» будет шестым произведением знаменитого голландца в коллекции музея наряду с «Портретом женщины с золотой цепью», написанным в тот же период, и ранним интерьером «Художник в мастерской» (1628).
В числе других ценных работ, которые войдут в собрание МИИ, есть живописный «Зимний пейзаж близ деревни» (ок. 1610 – 1615) Хендрика Аверкампа. Он изображает мужчин, женщин и детей, катающихся на коньках, рыбачащих и играющих в кольф (гольф на льду). Картина напоминает об очень холодных европейских зимах в начале XVII века – эпохе, известной как «малый ледниковый период».
Зимний пейзаж близ деревни
1615, 53.3×94.6 см
Коллекция пополнится «Орфеем, очаровывающем животных» (ок. 1640) – редкой мифологической сценой в творчестве Альберта Кёйпа. Легендарный персонаж на этом полотне играет на скрипке вместо привычной лиры. Картина Геррита ван Хонтхорста «Весёлая группа за балюстрадой со скрипачом и лютнисткой» (ок. 1623) приглашает зрителей принять участие в музыкальной вечеринке. Это важный пример творчества «утрехтских караваджистов» – голландских живописцев, которые привезли на север стиль Караваджо после того, как побывали в Риме.
Орфей, очаровывающий животных
1640, 113×167 см
Жемчужинами собрания станут работы Геррита Доу и Питера Янса Санредама, Питера Класа и Виллема Кальфа. Последний специализировался на сложных композициях с дорогими продуктами. «Натюрморт с лимонной цедрой» (1664) демонстрирует его способность особо выделять освещённые объекты на тёмном фоне. В «Натюрморте со стаканами и табаком» (1633) Виллем Клас Хеда умело изображает широкий спектр материалов и отражений. Объекты, кажутся беспорядочно разбросанными по столу, но на самом деле художник аккуратно организовал их, чтобы создать интересные формы и тональные гармонии. А «Натюрморт с цветами» (1709) Рашель Рюйш – редкий пример творчества женщины-художника той эпохи.
Подарки, которые подучит Музей изящных искусств в Бостоне, станут основой для Центра нидерландского искусства, который должен начать работу в 2020 году.
Институт займётся сохранением, изучением и обменом картин, написанными в Нидерландах в XVII веке (ныне это Голландия и Бельгия). Выставки и программы этого института должны стать магнитом для кураторов и реставраторов, коллекционеров и исследователей, искусствоведов и студентов. Супруги ван Оттерлоо передадут учреждению более 20 тысяч монографий, каталогов и редких книг, собранных покойным искусствоведом Эгбертом Хаверкампом-Бегеманном, который был наставником многих американских специалистов в области голландского и фламандского искусства.
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Коронация Девы Марии» (ок. 1623). Частная коллекция
Читайте также: Хороший вопрос. Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?
Слева: Питер Пауль Рубенс, «Коронация Девы Марии» (ок. 1623). Частная коллекция
Читайте также: Хороший вопрос. Правда ли, что серьга на картине «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная?
Специальная выставка «Шедевры голландской и фламандской живописи», знаменующая важную веху в истории бостонского Музея изящных искусств, сочетает работы, которые МИИ получит в дар, с полотнами из его собственной коллекции. Экспозиция продлится до 15 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Музея изящных искусств в Бостоне и artdaily.com. Главная иллюстрация: Геррит Доу, «Спящая собака и глиняный горшок» (1650)