Канкан на картине Сёра отплясывают в клубе «Японский диван». Это заведение находилось недалеко от его судии в Париже. Сёра вознамерился продемонстрировать одну из теорий, которым не столько следовал, сколько пытался ими пояснить свое искусство. Сёра хотел превратить живопись в науку, контролировать зрительное восприятие и создать алгоритм, по которому писать шедевры сможет каждый. Честно признаем, у него это не получилось. Но до чего хороши попытки!
Прежде чем приступить к написанию окончательного варианта, Сёра сделал несколько этюдов (
1,
2).
Художник изучил подход голландского художника Гумберта де Супервиля, который признавал эмоциональное воздействие линий, и пытался его воплотить. Согласно этой теории, линия, проведенная под тем или иным углом, способна передавать совершенно определенную эмоцию. В частности, теплые тона и направленные вверх линии выражают радость, а холодные цвета и направленные вниз линии – грусть, тоску. «Канкан» создан в соответствии с этой схемой и теоретически должен бы передавать веселую, радостную атмосферу клуба. Однако ощущения радости от картины что-то незаметно.
Скорее, ночной пьяный угар – когда сначала лихо и безудержно, а наутро стыдно и лучше бы не вспоминать. Вроде бы головокружительно поднятые вверх ноги и взлетающие юбки, бодрые фаллические символы и теплые цвета представлены в изобилии. Но где же довольство и веселье? Увы, тот случай, когда «скучна теория, мой друг». Веселая и радостная картина Жоржу Сёра в данном случае не очень удалась, не так ли?
«Если это приятное времяпровождение, я предпочитаю остаться дома», – заявляет искусствовед
Вальдемар Янушчак, глядя на эту картину.
Фальшь, пошлость и лицемерие показал Сёра своими «направленных вверх линиями» длинных ног танцовщиц канкана. Похожий на поросенка зритель в правом нижнем углу, глуповатые ухмылки плясуний, самодовольная физиономия усатого франта между танцовщицами дополняют впечатление. За теорией цвета и эмоциональных линий отчетливо виден весьма пессимистично настроенный наблюдатель. Импрессионизм сбросил романтические одежды и стал неоимпрессионизмом, язвительно свидетельствующим происходящее? Похоже на то.
Автор: Алена Эсаулова