Описание картины «Скрипка и палитра»
Протокубистическая картина
«Скрипка и палитра» была написана в начале новой эры в творчестве Жоржа Брака. Если предыдущий год он посвятил преимущественно пейзажам (
1,
2,
3), то в 1909-м их почти полностью вытеснили натюрморты. По большей части – с музыкальными инструментами: скрипками, гитарами и мандолинами. Они будут оставаться излюбленным сюжетом Брака на протяжении всей его художественной карьеры.
В этот период из картин Брака постепенно уходит фигуративность. Художник разбивает предметы на фрагменты, которые затем «вмешивает» в фон, как будто прячет их среди остальных элементов полотна, превращая их в части паззла. Но до зрелой кубистической беспредметности еще далеко. Упрощая формы, Брак при этом сохраняет объекты безошибочно узнаваемыми, с поразительной точностью, мастерством и изяществом прописывая отдельные элементы. К примеру, очертания скрипки мы видим сразу, но только при ближайшем рассмотрении становится очевидным, насколько подробно Брак воспроизвел ее устройство.
Приглушенные цвета позволяют художнику так выстраивать игру света и тени, что при перемещении взгляда по поверхности полотна или просто внимательном разглядывании начинает казаться, что некоторые элементы картины движутся или сливаются с другими.
Можно сравнить «Скрипку и палитру» с более ранней работой Брака – «
Пейзажем близ Антверпена», которую он написал незадолго до начала кубистических экспериментов. Между ними – разительный контраст в цветовой палитре, формах объектов и использовании теней. Мастерство, с которым выполнены обе картины, не оставляет сомнений, но при этом между ними есть огромная разница с точки зрения цвета и четкости. В картине «Пейзаж близ Антверпена» мы не видим отдельных деталей, только массы форм и очертаний Художник использует разные цвета, чтобы обозначить разные высоты и глубины ландшафта. В «Скрипке и палитре» же Брак буквально «препарирует» предметы, ломая их на части, но при этом умудряясь сохранять тонкую детализацию.
Автор: Евгения Сидельникова.