На одной из самых выдающихся и неожиданных картин в голландском искусстве Габриель Метсю изобразил себя сидящим нагим купальщиком, надевающим рубашку. Он открыто улыбается зрителям, словно актёр – аудитории. Лежащие рядом ружьё и рожок для пороха, а также мёртвый заяц на ветке дают понять, что художник плавал после успешной охоты. Рядом его ждёт верная собака, поодаль видны ещё один пловец, гуляющая пара и мужчина, который наблюдает за сценой с моста. Пейзаж, хоть и напоминающий окрестности Лейдена, скорее всего, является плодом воображения художника.
Нидерланды славятся обилием водоёмов, но удивительно малое количество картин изображает купальщиков. Похоже, плавание не было обычным занятием для голландцев. Вода в городских каналах часто была грязной, а в сельской местности люди не только опасались входить в реки и озера, но и воздерживались даже от принятия ванн из страха подцепить заразу.
Единственным, кроме Метсю, художником, который сделал пловца главным героем картины, был
Геррит Доу. Панель
«Купальщик» из Государственного Эрмитажа настолько тематически сходна с портретом Метсю, что некий учёный утверждал, будто она служила для него отправной точкой. На деле же «Охотник» написан почти за 10 лет до «Купальщика». Более того, классический образ Доу, изображающий солдата, который указывает вдаль, заметно отличается от улыбающегося персонажа Метсю. Автор также не пытался скрыть телесные недостатки и придал своему охотнику явно портретный характер.
То, что в виде зверобоя Метсю изобразил себя, подтверждает сравнение черт лица с
«Автопортретом у окна». Трудно понять, почему художник сделал это в столь необычной манере. Голландские живописцы часто показывали охотников страстными личностями, которых увлекала погоня за добычей – будь то животные или женщины. Фаллическая форма их длинноствольных ружей часто служила визуальным символом мужественности. Метсю даже поставил подпись на прикладе.
Художники также использовали игру слов, чтобы обозначить похотливые мысли. Например, глагол
vogelen (буквально «ловля птиц») означал ещё и соитие. На картинах Метсю и его коллег часто можно увидеть
мужчин, которые предлагают дамам пернатых. Выражение «охота на зайцев» тоже было метафорой для сексуального контакта, хотя употреблялось реже.
Таким образом, живописец представил себя как похотливого мачо с обнажённым мускулистым телом и наводящей на размышления улыбкой, которая ещё больше подчёркивает его самоуверенную маскулинность.
Можно решить, что Метсю написал панель как персональную шутку. Но картина, скорее всего, была куплена ещё при его жизни или сразу после смерти. В описи имущества английского торговца Томас Мэйдена, жившего в Амстердаме и скончавшегося в 1692 году, значится «пловец Метсю», что наверняка было «Охотником, одевающимся после купания». Ныне этот портрет входит в «Лейденскую коллекцию» американского миллиардера Тома Каплана.
Автор: Влад Маслов