«Мадонна Чимабуэ» принесла Лейтону славу. Она поражает своими размерами: более двух метров высоту и более пяти в ширину. Королева Виктория собственнолично приобрела масштабное полотно в Академии художеств в Лондоне в 1855 году.
Назад в будущее
В Риме Лейтон в течении двух лет писал эту по-истине монументальную работу. Он изобразил уличную профессию или крестный ход во Флоренции с алтарным образом Мадонны кисти
Чимабуэ. Эта картина написана в XIII веке и происходит из мастерской художника в церкви Санта Мария-Новелла. Сцена восхищения и поклонения Богоматери была описана историком искусства
Джорджо Вазари в XVI веке:
«...Вот почему работа эта казалась таким чудом людям того времени, не видевшим до тех пор ничего лучшего, и потому ее из дома Чимабуэ несли в церковь в торжественнейшей процессии с великим ликованием и под звуки труб; он же за нее получил большие награды и почести...»Процессию возглавляет сам Чимабуэ, на голове которого покоится лавровый венок, а за ним можно увидеть
Джотто, Данте, опирающийся на стену справа и смотрящего на происходящее как бы со стороны, Арнольфо ди Камбио (архитектор Санта -Мария-дель-Фьоре), художников Гаддо Гадди, Андреа Тафи,
Буонамико Буффальмакко, скульпотора
Никколо Пизано. Верхом на коне в конце процессии следует король Неаполя Карл Анжуйский.
При всей стилизации полотна под прошлое, здесь можно видеть основные творческие кредо будущего уже всеми известного Лейтона: это яркие чистые цвета и максимальная эстетизация образов.
«Мадонна Чимабуэ» не Чимабуэ
Изображение Мадонны разглядеть практически не возможно, только общие черты Богоматери с Младенцем на троне, так как полотно изображено боком. Для участников крестного хода Богоматерь — центр события, тогда как для зрителя — она не художественный, а лишь композиционный центр. Но при этом сам исторический образ вызывает интерес, так как он задает по-византийски торжественный стиль всей композиции.
Долгое время считалось, что автор образа — Чимабуэ, один из видных мастеров эпохи проторенессанса. В этом уверял читателей Вазари, да и общая композиция алтарного образа напоминает аналогичную картину
«Маэста» (хвала, величание) Чимабуэ в Лувре. Но исследования конца 1889 года убедили всех в том, что автором был основатель сиенской школы
Дуччо ди Буонинсенья, а вовсе не учитель Джотто. Разумеется, полотно Лейтона сохранило свое оригинальное, хоть и ошибочное название.
«Мадонна Чимабуэ» и мнение общественности
Наверно, для Лейтона одним из главных критериев успеха было мнение королевы Виктории и наследника престола Альберта. В первый же вечер после покупки картины, королева сделала запись в дневнике:
«Там была огромная картина худодника по фамилии Лейтон. Эта прекрасная живопись напомнила мне одну из картина Паоло Веронезе, такую же яркую и наполненную светом. Альберт был так очарован произведением, что заставил меня купить его». Коллеги Лейтона не оставили вниманием «Мадонну Чимабуэ». Прерафаэлит
Россетти написал, что картина Летойна «полна великой силы и богатства устроения художника». Его брат, художественный критик Уильям Россетти не был так восхищен картиной, отметив качественное исполнение, но отсутствие какой-либо выдающейся оригинальности.
Тем не менее, картина является важным этапом не только на пути к славе Лейтона, значимой ступенью в его карьере, но и в формировании и развитии его собственного стиля, эстетизма, благородной сдержанности, незамутненного колорита.
«Мадонна Чимабуэ» хранится в Лондонской национальной галерее.
Автор: Людмила Лебедева