«Портрет брата Гонсало де Ильескас» входит в большую серию картин, заказанных Сурбарану в 1638-1639 году для сакристии и капеллы монастыря Богоматери (Нуэстра Сеньора) в Гваделупе, городке в испанской области Эстремадура, из которой сам художник был родом. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, эти работы Сурбарана и сейчас находятся в том месте, для которого создавались. Специалисты считают это редкостной удачей, поскольку для полноценного восприятия картины крайне важен архитектурный контекст, в который она вписана.
Гонсало де Ильескас был монахом конгрегации святого Иеронима, теологом и одним из самых образованных людей XV века. Задумчивое выражение его красивого, значительного лица показывает, что Гонсало «застигнут» художником в момент напряженной работы над очередным богословским сочинением.
Сурбаран довольно долго оценивался историками искусства предубежденно: до XVIII века его считали не болем чем эпигоном
Караваджо, позднее говорили о его провинциализме. В ходу даже было хлесткое определение «невежественный гений», подразумевающее, что Сурбаран плохо знал историю живописи и неважно разбирался в современных тенденциях. Картины конца 1630-х годов, в том числе портрет брата Гонсало де Ильескаса, опровергают подобные обвинения. Отмечают, что здесь явно прослеживаются влияния предшественника
Эль Греко (архитектурный пейзаж с раздачей милостыни за колонной на заднем плане) и современника
Веласкеса (под воздействием его творчества рисунок Сурбарана становится мягче, из него уходит скульптурная резкость, а фронтальное освещение сменяет свет, падающий сзади). Массивная пурпурная драпировка отсылает к итальянской живописи; виртуозный и самоценный натюрморт из книг, песочных часов, колокольчика и чернильницы – к фламандской.
Множество предметов на полотне принадлежат к излюбленным мотивам самого Сурбарана, повторяемым с вариациями из картины в картину. Среди них – череп, монашеский атрибут, напоминающий о тщете земного существования, а также массивная темная колонна (подобную мы можем видеть в
«Апофеозе Фомы Аквинского» и
«Обрезании Господнем»). Её символический смысл прозрачен: колонна связывает горнее и дольнее, сопрягает земной и небесный планы. Еще одна аллегорическая деталь – яблоко, положенное сверху на книгу на границе первого и второго планов. Яблоко традиционно символизирует искушение, познание от дерева добра и зла. Книга же (очевидно, Библия) должна указывать на греховность и, в конечность счёте, бесполезность познания, не подкреплённого верой.
Автор: Анна Вчерашняя