Федерико Дзандоменеги (итал. F
ederico Zandomeneghi; 2 июня 1841 год, Венеция — 31 декабря 1917 год, Париж) – итальянский художник-импрессионист, участник группы маккьяйоли.
Особенности творчества художника Федерико Дзандоменеги: яркая цветовая палитра, декоративность, стилизованность, плотная фактура, густой мазок. В ранний период –
социально-критический характер картин.
Известные картины Федерико Дзандоменеги:
«За чаем»,
Кафе «Новые Афины»,
«Визит в гримерку».
Выбор пути Федерико Дзандоменеги не стал неожиданностью для его родных – и дед (Луиджи Дзандоменеги) и отец (Пьетро Дзандоменеги) художника были известными скульпторами. Поэтому никого не удивило, когда Федерико поступил в венецианскую Академию художеств, а после продолжил образование в Павии.
В 1860-1861 гг. Дзандоменоги участвовал в военной кампании Джузеппе Гарибальди на Сицилии, по завершении которой поселился во Флоренции и сблизился с группой художников школы маккьяйоли (ее представители:
Джузеппе де Ниттис,
Сильвестро Лега,
Телемако Синьорини). Эстетика школы во многом близка импрессионизму, собственно, многие участники впоследствии к нему и обратились. Слово «маккьяйоли» образовано от итальянского
macchia — пятно. Маккьяйолисты предпочитали свободную манеру письма, размытые контуры, и отдавали преимущество цвету над линией, а пленэру над кропотливым трудом в мастерской. Правда, в отличие от импрессионистов, художники школы маккьяйоли львиную долю работ посвящали социальным вопросам, в частности, изображали эпизоды национально-освободительной борьбы (Дзандоменоги был отнюдь не единственным сторонником Гарибальди в группе). Это сближало художников с реалистичным направлением, носившим в Италии названии веризм.
Маккьяйолисты собирались в кафе Микеланджело и до хрипоты спорили о роли цвета и света в живописи, о свободе творчества, и наверняка не обходилось дело без алкогольных возлияний. В Париже у импрессионистов аналогичную роль выполняло кафе Гербуа на Монмартре.
С 1866 года Дзандоменоги жил в Венеции, продолжая поддерживать отношения с группой маккьяйоли. А 1874 год вошел в историю благодаря первой выставке импрессионистов в ателье Надара. Аккурат к этому времени и приехал в Париж Федерико Дзандоменеги. Приехал, увидел импрессионистов… и остался. Он принимал участие в четвертой, пятой, шестой и восьмой выставках импрессионистов и неоднократно выставлялся в Салоне Независимых.
Из импрессионистов особенно близко Дзандоменоги сошелся с
Эдгаром Дега (сравним их работы -
1 и
2) и
Тулуз-Лотреком, а у
Ренуара даже был свидетелем на свадьбе (в творчестве они тоже были близки -
1 и
2). Не прошел мимо него
и неоимпрессионизм, впрочем, этому ответвлению импрессионизма так или иначе отдали дань практически все современные
Сёра художники во Франции.
Финансовый вопрос был основательно решен художником лишь в 1893 году, когда он передал права на свои картины коллекционеру
Полю Дюран-Рюэлю. До этого Дзандоменеги приходилось подрабатывать иллюстратором в журналах моды, поскольку выручка от продажи картин не позволяла обеспечить желаемый материальный уровень. В 1898 года в галерее Дюран-Рюэля состоялась персональная выставка Федерико Дзандоменеги, и с той поры они проходили регулярно. А вот родина признала его лишь после смерти, хотя в 1914 году Венеция принимала его ретроспективную выставку.
Автор: Алена Грошева