Sign up

Мыши и крысы в искусстве: от любви до ненависти

  8 
Эти маленькие создания известны своей способностью выживать даже в самых суровых условиях. Их символическая ценность напрямую связана с их внешним обликом и менялась на протяжении веков. В некоторых культурах мышей и крыс боготворили, а в других — презирали. Для одних мышь была символом невинности, а для других — болезней и темной магии. А из-за того, что эти зверьки обитают под землей, их нередко считали связующим звеном между миром живых и миром потусторонним.
Мышь — прекрасный пример того, что малый размер отнюдь не всегда говорит о слабости. Эти животные отличаются завидной выносливостью и способностью переживать как сильную жару, так и сильный холод. Кроме того, крысы и мыши довольно легко адаптируются к разным условиям жизни и могут найти пропитание практически везде. Еще одно их ценное качество — осторожность и осмотрительность. Из-за своих размеров они далеко не всегда могут дать бой хищникам, поэтому для них единственный способ выжить — всегда быть начеку.
Китайская фигурка из слоновой кости XIX века, изображающая крысу
Изображения мышей и крыс и легенды с их участием можно найти в самых разных культурах по всему миру, хотя символическое значение этих созданий может быть очень разным. В Китае мыши символизируют жизненную силу и интеллект. В культуре этой страны есть множество присловий, посвященных мышам и крысам: например, о человеке могут сказать, что он «хитрее крысы» или «изменчив, как мышь».

Древние китайские племена считали мышей символом успеха и процветания, а также верили в способность этих существ общаться с богами.

Крыса — первое животное в китайском зодиакальном календаре. Считается, что люди, родившиеся в этот год, обладают такими качествами, как сообразительность, находчивость, многосторонность, доброта и изящество.
Ганеша верхом на крысе
В индуистской мифологии крыса является верным спутником, а точнее — ездовым животным бога мудрости и благополучия Ганеши. По одной из легенд, Ганеша во время сражения превратил в крысу великана, отломив и бросив в него собственный бивень. В японской же культуре крыса тоже сопровождает и служит посланником бога богатства Дайкоку.

Важным символическим значением мыши обладали в культуре коренных американцев. Для них эти существа служили примером того, что малый размер — не помеха большим достижениям. В племени Черноногих мыши имели особый статус: они считались братьями и помощниками людей. Крысы же в шаманских традициях коренных американцев символизируют безопасность и выживание, поскольку считается, что они обладают сильным иммунитетом. В то же время у кельтов крысы по большей части представали в негативном свете: согласно верованиям, эти животные приносили несчастье.
Бронзовая фигурка мыши с маской, I век н. э. Британский музей
За последние двести-триста лет на территории бывшей Римской империи было обнаружено множество маленьких бронзовых скульптур, изображавших мышей. По мнению историков, эти фигурки носили исключительно эстетическую функцию: они украшали крышки масляных ламп и емкостей для продуктов, всевозможные подставки и перила. Бронзовые мышки размером в два-три сантиметра чаще всего изображались с орехом, печеньем или кусочком фрукта, зажатого в лапках.

Среди всех этих многочисленных скульптур особенно выделяется одна — мыши, держащей театральную маску Паппосилена (согласно мифологии, он был главой сатиров и наставником Диониса). Этот персонаж был одним из основных героев сатирических представлений: он руководил разнузданным хором сатиров и чествовал Диониса — бога вина и плодородия. Вероятнее всего, неизвестный скульптор, создавший бронзовую мышь с маской, выбрал это животное в качестве символа Паппосилена именно из-за поразительной плодовитости.
Однако репутация мышей и крыс была разрушена в Средние века. Их стали связывать с колдовством и заклеймили как разносчиков чумы и других опасных болезней.

Позже эти животные стали появляться в натюрмортах, и в частности — в жанре ванитас, как дополнительное напоминание о скоротечности земной жизни и недолгом веке всех живых существ. В этом же значении мышь, глодающая человеческий череп, появляется на картине Джованни Франческо Гверчино «Et in Arcadia Ego». Забавно, что два печальных пастуха с этой картины появляются на другом полотне Гверчино — «Аполлон и Марсий» — где они с такими же тоскливыми лицами наблюдают за тем, как мстительный бог снимает кожу с сатира.
Джованни Франческо Гверчино «Аполлон и Марсий» (ок. 1618 г)
Мышь пробралась и в знаменитый «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. Среди огромного количества персонажей ее обнаружить не так-то просто: зверек сидит в прозрачном цилиндре, который «вырастает» из диковинного растения. На его вершине покоится прозрачная сфера с заключенными в нее любовниками. Возможно, здесь мышь символизирует плотскую любовь и плодовитость.
Впрочем, не всегда мыши на картинах имеют символическое значение. К примеру, Джон Констебл в 1824 году написал «Мышь с куском сыра» — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
собственного питомца по имени Джек. Этих животных, не символизирующих ничего, кроме самих себя, можно встретить и в работах Кацусики Хокусая. Художник стремился запечатлеть буквально «все во Вселенной»: Будду и мифических чудовищ, сцены из повседневной жизни, людей с забавными выражениями лиц и, конечно, огромное количество самых разных животных. В частности, одна из его гравюр изображает пять белых мышей, поедающих традиционное японское пирожное моти.
Гравюра
Меццо-тинто (ещё одно название – «чёрная манера») – процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. При этом – в отличие от офорта – здесь изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Отсюда и название, в переводе с итальянского означающее «полутона». Мастер не создаёт углубления – линии и точки – а выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски. Читать дальше Процесс создания акватинты похож на офорт, но эта техника позволяет получить богатые тональные и фактурные эффекты, схожие с рисунком водной краской – акварелью (отсюда и название «акватинта»). Именно с этим и связана популярность этого вида глубокой печати, возникшего в конце XVIII века. Читать дальше
Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати, но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году, благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру, типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток снимался с рисунка на каменной – обычно известняковой – плите, откуда и пошло название этого способа (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую»). Ныне вместо литографского камня используются цинковые или алюминиевые пластины, которые легче обрабатывать.
Читать дальше
Хокусая с мышами и пирожным
А вот на полотне «Мариана» (1851) Джона Эверетта Милле поразительно реалистичная мышь появилась почти случайно. Трагически для самого животного, но очень удачно для художника. На этой картине мышь — единственное живое существо, кроме главной героини, символ одиночества Марианы и царящего вокруг запустения. Милле изначально хотел изобразить мышь на полотне, и однажды во время работы увидел живого зверька в своей мастерской. Художник опрокинул на мышь портфель, и животное погибло, по словам Милле, «в самом лучшем положении для рисования».
И немного о «родственниках». На гравюре Дюрера «Меланхолия» летучая мышь держит транспарант с надписью «Меланхолия I», и это может подразумевать, что меланхолия — это такое особое, сугубо ночное состояние, некие сумерки сознания, когда человеку могут неожиданно приоткрываться те смыслы, которые недоступны сознанию дневному, рациональному.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия
Альбрехт Дюрер. Летучая мышь
Франсиско Гойя. Сон разума рождает чудовищ (из серии "Капричос", лист 43)
Нетопырь олицетворяет ночные кошмары – недаром у еще одного великого европейского гравёра, Франсиско Гойи, «сон разума» будут сопровождать разлетающиеся в хаотичном порыве совы и летучие мыши, провозвестники и живые символы несчастий и смерти.
Цукиока Ёситоси. Диптих: Летучие мыши. Мир внутри нас
В XIX веке мыши и крысы становились частыми героями сатирической карикатуры и шаржей. Гротескные антропоморфные крысы нередко появлялись в работах известного французского иллюстратора и карикатуриста Жана Гранвиля. Он, к примеру, в одной из работ серии «Сцены общественной и частной жизни животных» изобразил нищую «церковную крысу» и проиллюстрировал басню Жана де Лафонтена «Крыса городская и крыса полевая» (переложение басни Эзопа). К этому же сюжету позже обращался и знаменитый английский иллюстратор Артур Рэкхэм.
Жан Иньяс Изидор (Жерар) Гранвиль. Крыса городская и Крыса полевая. Иллюстрации к басням Жана де Лафонтена
Элен Беатрикс Поттер. Мыши слушают плач портного. Иллюстрация для «Портной из Глостера"
Мышь-хозяйка, суетливая и заботливая - сказочный персонаж Беатрикс Поттер (1866−1943).
И, наконец, в конце ХХ века изображение крысы стало важным символом для уличных художников по всему миру. Многие из них сами сравнивают себя с этими животными, поскольку тоже вынуждены прятаться, часто работать под покровом темноты и всегда быть начеку из-за того, что их творчество считается незаконным. Бэнкси однажды сказал: «Если вы чувствуете себя грязным, незначительным или нелюбимым, крысы — хороший образец для подражания. Они существуют без разрешения, у них нет уважения к иерархии общества, и они занимаются сексом 50 раз в день».
Заглавная иллюстрация: Роберт Бейтман «Белоногая мышь»
  8 
 Comments  1
Kate Samos
Kate Samos
, December 31, 2019 10:29 PM 4
Original   Auto-Translated
Кстати, у коренных жителей севера мыши считались особым народом - весёлым, отважным, находчивым, хоть и немного хвастливым. В спорах с Кутхом они обычно выходили победителями. А ещё их запасы из кладовок коряки и другие народы использовали для пропитания.
To post comments log in or sign up.