Жан Гранвиль (настоящее имя - Жан Иньяс Изидор Жерар, 13 сентября 1803, Нанси – 17 марта 1847, Ванв) - французский художник-иллюстратор, мастер гравюры, автор политических и жанровых карикатур.
Особенности творчества художника Жана Гранвиля: Жан Гранвиль прославился своими политическими шаржами и сатирической карикатурой. Он активно генерировал гротескные образы с объединенными чертами человека и животного, что впоследствии пришлось по нраву художникам-сюрреалистам. Будучи заядлым республиканцем, Гранвиль сотрудничал с журналами, поддерживающими свержение монархического строя во Франции. Его оформление книг «Путешествия Гулливера» и «Робинзон Крузо» - классика мировой иллюстрации. Интерес современной публики к творчеству мастера возник с выходом в 1991 году альбома "Innuendo" группы Queen: на обложке помещена иллюстрация Гранвиля к "Мистериям бесконечности" из книги "Иной мир", обработанная Ричардом Греем.
Известные работы Жана Гранвиля: иллюстрации к произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», книге Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», серия карикатур «Сто пословиц», работы к двухтомному изданию «Сцены частной и общественной жизни животных», серии литографий
«Иной мир» и
«Одушевленные цветы».
Юные годы и дорога в ПарижЖан Иньяс Изидор Жерар родился в городке Нанси на северо-востоке Франции в семье художника-миниатюриста. Его дядя также был художником, а старшее поколение семьи сделало сценическое имя Гранвиль известным, регулярно выступая на театральных подмостках с комедийными представлениями. Первым учителем рисования Жана был отец. Когда юноше исполнилось шестнадцать, его рисунки попались на глаза проезжему парижскому художнику, и тот предложил взять Жана в ученики. Молодой Гранвиль согласился.
Подобно герою Александру Дюма - д’Артаньяну, Гранвиль прибыл в Париж, «вооруженный» лишь рекомендательными письмами, а в его карманах точно так же звенело всего несколько монет. Проучившись некоторое время у Пьера Монжина, Жан нашел нового преподавателя – Ипполита Лекомта. Однако все это было не то… Начинающий художник совсем забросил живопись, зарабатывая на жизнь оформлением театральных костюмов.
От живописи к литографииСудьба вновь направила Гранвиля по пути успеха и послала ему еще одного учителя – литографа Дюваля-Лекамю. Впрочем, увлечение пришло к Жану еще до встречи с Дювалем. Техникой литографии он овладел, в общем-то, самостоятельно – а, возможно, и при помощи предыдущего учителя - Лекомта, который также работал на этой ниве. В 1827 году Гранвиль выпустил свои первые циклы карикатур «Воскресные дни парижского буржуа» и «Четыре времени человеческой жизни» – жанра, весьма популярного у французов. Однако настоящий успех пришел к молодому литографу через два года, после выхода серии «Метаморфозы». В этих работах Гранвиль впервые продемонстрировал публике новый прием, сделавший его знаменитым – он объединил в одном образе черты животного и человека. Перцу добавляли сатирические аллегории – впрочем, умело подобранные яркие образы легко «читались», сопоставляясь с «прообразами», и некоторые литографии цензура запретила. Однако славу Гранвиля это не уменьшило.
Революция и политическая сатираРеспубликанец по своим убеждениям, Жан Гранвиль встретил революцию 1830 года на баррикадах. Однако «Три славных дня» закончились лишь переходом власти от одного монарха к другому: на смену Карлу Х пришел его кузен, Луи-Филипп. Неприятие монархического строя привело Гранвиля в журнал «Карикатюр», объединивший в своих рядах многих сторонников Республики. Они продолжили борьбу теми средствами, которыми владели лучше всего: пером и кистью. Было все: 23 судебных разбирательства в течение года, штрафы, аресты. Гранвиля также задержали – за особо острую карикатуру «Порядок царствует в Париже». После «Картикатюр» Жан сотрудничал с журналами «Шаривари» и «Артист».
Золотой фонд книжной иллюстрацииОсенью 1835 года политическая карикатура во Франции была упразднена на законодательном уровне. Уйдя от политических баталий на страницах журналов и газет, Жан Гранвиль по-настоящему окунулся в творчество. И если политическая карикатура сделала его известным на всю Францию, то книжная иллюстрация прославила его имя в веках. Рисунки Гранвиля к произведениям Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта - классика, которую любят до сих пор во всем мире наравне с самими книгами. Был и «Дон Кихот» Сервантеса, и «Басни» Лафонтена.
В 1842 году вышел в свет двухтомник «Сцены частной и общественной жизни животных», тексты которых написали знаменитые французские писатели того времени - Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Мюссе, Нодье и другие. Работу над книгой координировал издатель Пьер-Жюль Этцель (1814—1886), который также написал часть текстов под псевдонимом П.-Ж. Сталь. А проиллюстрировал сцены Генеральной ассамблеи диких и домашних животных Жан Гранвиль. Здесь ему было где развернуться: под масками зверей скрывались, естественно, люди, и Гранвиль с его богатейшим опытом политической журнальной карикатуры, едким юмором и ювелирной техникой, смог иллюстративно раскрыть самую суть человеческих характеров.
Сюрреализм и смертьПоздние циклы Жана Гранвиля отличаются от всего предыдущего творчества художника. «Иной мир» и «Одушевленные цветы» напоминают, скорее, сны, временами пугающие, временами фантастические – настоящий сюрреализм, явившийся на свет середине XIX века. Соединяя несоединимое, комбинируя изображения людей и предметов, растений и машин, животных и людей, художник балансировал на грани реализма и парадокса.
Предполагают, что виной тому тяжелые семейные потрясения, выпавшие на долю художника. Его семейный союз с собственной кузиной был счастливым, однако ненадолго. Первый сын Гранвиля умер в возрасте четырех лет, второй примерно в том же возрасте скончался от несчастного случая на глазах родителей. Родив третьего ребенка, жена Гранвиля умерла от перитонита. Во втором браке судьба осчастливила семью еще одним ребенком – родился сын, Арман. Но эта радость не смогла перевесить уход столь любимых Жаном людей: у художника начались психические расстройства, которые заканчивались очередным пребыванием в клинике для душевнобольных. Последней каплей стала смерть третьего сына от первого брака, который умер, как и его братья, в возрасте около четырех лет; отец не выдержал горя и скончался несколько дней спустя. Согласно завещанию, Жана Гранвиля похоронили рядом с первой женой и тремя сыновьями.
Автор: Рита Лозинская