Впервые анахронизмы в живописи стали использовать мастера Возрождения и раннего классицизма; художники изображали исторических и мифических персонажей — например, богов и героев мифов — в современных одеждах и обстановке. Современное течение анахронизма — гиперманьеризм — возник в Италии в конце 1970-х, его отцом-идеологом стал Джорджо де Кирико.
Термин «анахронизм» возник из слияния двух греческих слов: ana — «обратно, против» и hronos — «время», и обозначает отнесение события, персонажа, места действия к другому временному отрезку, отличному от текущего. Иначе говоря, анахронизм в живописи — творческий прием, когда действия или явления изображаемого исторического момента приписываются другому временному отрезку.
Воины и философы
1928, 63×53 см
В качестве примера явного анахронизма приводят одежду служителей на картине «Чудо с сатиром (Выплата подати)». Мазаччо изобразил Христа и апостолов облаченными традиционные одежды, свойственные описываемому времени. А служащие одеты в одежду, которая современна самому Мазаччо — короткие камзолы и узкие обтягивающие брюки, почти колготы (впрочем, чтобы их разглядеть, возможно, стоит посетить капеллу Бранкаччи — очень уж неявным является их наличие на фото работы).
Капелла Бранкаччи. Чудо со статиром (Выплата подати)
1425, 255×598 см
Франсиско Рибальта. «Святой Франциск, обнимающий распятого Христа». 1620
На этом полотне Франсиско Рибальта изобразил духовное единение святого Франциска и Иисуса Христа, применив прием анахронизма: временной отрезок, разделяющий жизни героев картины, составляет примерно 12 веков.
Современные анахронисты (гиперманьеристы) черпают идеи своих произведений в работах художников эпохи Возрождения, барокко
и маньеризма, интерпретируя их на новый лад. В их работах отчетливо видны художественные цитаты и пародии на художников прошлых веков, вплетенные в постмодернистский контекст. Произведения гиперманьеристов характеризует критический анализ исторического художественного наследия с позиций концептуального искусства.
Концептуальные художественные цитаты, используемые гиперманьеристами, формируют легко узнаваемый художественный стиль художника — например, работы Александра Ройтбурда.
Яркие современные представители этого направления — Карло Мария Мариани, Омар Галлиани, Луиджи Онтани, Стефано ди Стасио, Убальдо Бартолини, Антонио Аббате, Жан Гаруй.
Яркие современные представители этого направления — Карло Мария Мариани, Омар Галлиани, Луиджи Онтани, Стефано ди Стасио, Убальдо Бартолини, Антонио Аббате, Жан Гаруй.