1. Миядзаки - страстный поклонник авиации
2. Он ни дня не работал по специальности
Миядзаки неоднократно признавался, что с детства мечтал стать аниматором. Осознание пришло к нему в старших классах школы, когда он увидел в кинотеатре мультфильм «Легенда о белой змее». Неизвестно, что именно побудило его поступить в Университет Гакусюин на факультет политики и экономики. Возможно, мечта о рисовании сказок казалась Хаяо слишком легкомысленной, и он решил получить «взрослую» специальность (однако на протяжении учебы он состоял в клубе по изучению всемирной детской литературы). Как бы там ни было, получив в 1963 году диплом политолога и экономиста, Миядзаки тут же устроился работать на киностудию «Тоэй», где в начале своей карьеры рисовал промежуточные кадры для мультфильмов. Здесь же он познакомился с двумя самыми важными людьми в своей жизни — женой Акэми и «пожизненным» другом-партнером Исао Такахатой.3. Он не собирался становиться режиссером
Миядзаки пытался рисовать мангу еще во время учебы в школе. Но первой его серьезной графической работой стала «Навсикая из Долины Ветров». В 1982 году Миядзаки некоторое время сидел без дела и начал реализовывать скопившиеся у него многочисленные идеи, превратив их в комикс. Пост-апокалиптическая история о героической принцессе, защищающей мирную долину от войны за иссякающие природные ресурсы, выходила в журнале «Анимейдж». Изначальное соглашение с издателями запрещало Миядзаки экранизировать «Навсикаю», но популярность манги вынудила их просить аниматора снять по нему сериал. Миядзаки же был согласен только на полнометражный фильм. Работа над «Навсикаей» стала для него серьезным испытанием. После того, как фильм был готов, Миядзаки сказал: «Да, я снял фильм, но растерял всех своих друзей. Я не хочу такой жизни. Я хочу вернуться назад и снова работать аниматором».4. Он снова научил детей мечтать
В 1985 году Миядзаки и Такахата открыли собственную студию анимации Ghibli. Это необычное название стало очередным реверансом в сторону авиации: оно было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, был назван арабским словом, означающим средиземноморский ветер сирокко.Именно в студии «Гибли» Миядзаки создал свои всемирно известные шедевры. 15 июля 2015 года студия отметила 30-летие со дня основания. Однако еще в 2014 году руководство студии заявило, что прекращает работать над полнометражными картинами, оставив лишь небольшую команду для работы над проектами Миядзаки, рекламными роликами и клипами. Но в студии также сообщили, что не исключают возможности сбора команды фрилансеров для работы над полным метром.
Хаяо Миядзаки, говоря о своем детище, не раз признавался, что собственная студия позволила ему, наконец, начать снимать те фильмы, которые, как ему казалось, были так необходимы его зрителям. Он хотел снова научить детей мечтать, грезить о путешествиях и верить в чудеса. Безусловный успех его сказочных притч говорит о том, что ему это удалось.
5. В его картинах отдельную роль играет природа
Миядзаки не любит, когда его называют «японским Диснеем». И даже отдавая дань уважения работам американских аниматоров, он пеняет им на то, что природа у них выглядит слишком искусственной и фальшивой. Миядзаки сам признает, что манера описания природы — одна из отличительных особенностей мультфильмов студии «Гибли»: «Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей».Миядзаки всю жизнь любил путешествовать. В многочисленных поездках по миру он искал, прежде всего, натуру для своих картин. Из Уэльса он привез идеи для «Небесного замка Лапута» и «Ходячего замка» (снятого по мотивам романа валлийской писательницы Дианы Уинн Джонс). Интересно при этом то, что многие ландшафты из «Ходячего замка» Миядзаки «подсмотрел» во время путешествий по Казахстану и Эльзасу.
6. У него не получается уйти в отставку
Мир вполне мог лишиться гениальных творений Миядзаки, обеспечивших ему всемирную известность и две награды Киноакадемии. В 1997 году, после выхода на экраны «Принцессы Мононоке» режиссер стал задумываться о том, чтобы отправиться на покой, в частности, потому что у него начало ухудшаться зрение. Но, по всей видимости, Миядзаки не привык сидеть без дела. Спустя четыре года он вдруг «выстрелил» потрясающей картиной «Унесенные призраками», за которую и получил первого «Оскара».В 2013 году, перед выходом мультфильма «Ветер крепчает» режиссер заявил, что это его последний мульфильм. После этого Миядзаки полностью посвятил себя работе в Музее «Гибли», где рисовал открытки и панели для тематических выставок. Однако в июле 2015 года режиссер сообщил, что работает над новым анимационным фильмом о гусенице Боро, в котором впервые применит 3-D-анимацию.
7. Он не любит получать награды
Миядзаки крайне редко посещает кинофестивали и церемонии награждения. Он почти никогда не бывает на пресс-конференциях, посвященные выходу его творений на экраны, и практически не дает интервью. Когда в 2001 году мультфильм «Унесенные призраками» получил премию «Оскар», режиссер не приехал его получать, выразив тем самым протест против войны в Ираке. В 2014 году Миядзаки все же почтил своим присутствием церемонию награждения Киноакадемии, чтобы получить свой приз за вклад в развитие кинематографа.
8. Его сын стал режиссером вопреки воле отца
У Хаяо Миядзаки двое сыновей: старший Кэнсукэ работает резчиком по дереву, а младший — Горо — признавался, что с детства мечтал создавать анимационные фильмы, но выучился на ландшафтного архитектора. Впервые он получил возможность поработать вместе с отцом в 2001 году во время строительства Музея «Гибли».Когда Горо получил предложение снять собственный анимационный фильм «Сказания Земноморья», Миядзаки был резко против. Он считал, что до роли режиссера нужно дорасти. Горо говорит: «Хаяо Миядзаки — гений, который не прекращает самосовершенствоваться. Я, наверное, никогда не смогу его превзойти. И вообще я думаю, что пытаться его превзойти бессмысленно».
Сейчас Горо Миядзаки работает над собственным анимационным сериалом «Рони, дочь разбойника» по книге Астрид Линдгрен, уделяя особое внимание теме отношений отцов и детей.
Горо Миядзаки.
Ниже — его эскизы к сериалу «Рони, дочь разбойника»:
9. За всю свою карьеру Хаяо Миядзаки снял только один мультфильм для взрослых
В Японии работы Миядзаки — фильмы для всей семьи. Что же касается Европы и Америки, здесь принято считать, что мультфильмы Миядзаки слишком многослойны и несут в себе глубокую философию, поэтому они рассчитаны на более «осознанную» аудиторию.Сам режиссер говорит, что за свою карьеру снял только один анимационный фильм, ориентированный на взрослую аудиторию, — «Ветер крепчает»: «Этот факт принес мне немало страданий. Мне очень трудно, почти невозможно, делать мультфильм, не представляя себе заранее лиц зрителей, для которых я его рисую. Обычно мне помогает детский сад студии „Гибли“, который находится рядом с моей рабочей студией: выйду на улицу, посмотрю на детей — и сразу понимаю, что нужно делать. А „Ветер крепчает“ — для кого-то другого, и я с этим кем-то не был знаком».
10. Он внимателен к деталям
Одна из особенностей, которая отличает работы Миядзаки, заключается в том, что в них нет «плоских» и однозначных персонажей. Они не бывают полностью положительными или отрицательными. Кальцифер из «Ходячего замка», несмотря на свою демоническую сущность и взрывной характер, довольно трогателен и заботлив. Злая ведьма Пустоши из этого же мультфильма вдруг превращается в дремлющую в кресле милую старенькую тетушку. А робкий и беспомощный Безликий призрак внезапно становится пожирающим все вокруг кровожадным хищником, а потом удивительным образом трансформируется обратно.Режиссер уделяет очень много внимания незначительным, казалось бы, мелочам. Обыденным деталям и повседневным, машинальным движениям персонажей. Он тщательно прорисовывает каждую колышущуюся под ветром травинку, рассеивающийся дым от сигареты, щетинки на щетке, которой героиня моет пол. Именно благодаря этим мелочам мультфильмы Миядзаки так интересно пересматривать снова и снова. Все дело в том, что каждый отдельный кадр режиссер превращает в завершенную картину.
Автор: Евгения Сидельникова