Регистрация

Иконопись: увидеть невидимое

Мне нравится3       0  
С глубокой древности иконопись служила «языком для неграмотных» — особым языком со своими правилами и символикой. Веками мастера-иконописцы доводили его до совершенства, пытаясь передать материальными средствами духовное инобытие. Оттого иконопись и по сей день считается труднейшим и редчайшим искусством, в котором соединяются человеческие возможности и божественное начало.
И́конопись (от иконы и писать), также иконописание, изография — вид христианской церковной живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.
Такие произведения заменяли красками письменное слово, подобно тому, как готический собор переводил на визуальный язык схоластику и тайны алхимии.

Что такое икона?

Древнегреческое слово «икона» (εἰκών) переводится как «образ», «изображение», «подобие». Но в качестве произведений иконописи обычно рассматривают созданный для молитвы образ, написанный на доске.
Иконопись. Иконы



Икону часто называют «книгой о вере» и «богословием в красках». На протяжении всей истории христианства она служила символом веры людей в Бога и его помощь.
Поэтому икона ничего не изображает, она только являет первообраз. Её целью является отразить в человеческом облике божественную сущность.
Отсюда необходимость строгой системы написания священных изображений — иконографического канона. Им определялся состав изображения: как должно писать сюжет, лица и их действия, окружение, каково композиционное решение.

Позиции иконоборцев и иконопочитателей

Непонимание символической сущности икон провело в VIII — начале IX века к спору об иконопочитании. Иконоборцы осуждали почитание икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонством.
Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год, фото
Такая позиция основывалась на ветхозаветной заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» К тому же, она поддерживалась реальными событиями — в народе иконы подчас окружались суеверным поклонением, фетишизировались. Показательны слова Анастасия Синаита ещё в доиконоборческий период: «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение».
Иконопочитатели восстановили древнее понимание сути образа, когда:

Икона рассматривалась как видимый образ невидимого мира

Согласно Иоанну Дамаскину «иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего». Через иконы для нас тускло просвечивают божественные откровения. Так, почитание икон было закреплено догматом (непреложной истиной) Седьмого Вселенского собора 787 года.

Рождение иконописи

Создание первых рукотворных икон предание связывает с апостолом и евангелистом Лукой, который будучи не только человеком образованным, врачом, но и художником, написал первое изображение Богоматери.
Классической родиной иконописи является Византия. Именно отсюда иконописное искусство вместе с христианской верой приходит сначала в балканские страны, а затем на Русь. Под влиянием византийской художественной культуры складывались целые национальные культуры, в том числе Древнерусская, а также развивалась иконопись всех православных стран: Болгарии, Македонии, Сербии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины и Египта. Под влияние Византии попала и культура Италии, в первую очередь Венеции.
Самые ранние иконы VI—VII веков, «Христос Пантократор (Вседержитель)», «Апостол Пётр», «Богоматерь с младенцем», сохранили античную технику энкаустику (связующим веществом красок был воск). Это роднит их с шедеврами египетско-эллинистического искусства — фаюмскими портретами. От них же христианские образы унаследовали большие глаза с печатью отрешенности и золотой фон.
  • Фаюмский портрет мужчины
  • Икона "Христос Пантократор"

Складывание христианского образа

После иконоборческих времен, эллинистическая традиция перерабатывается и приспосабливается к христианскому учению. Античный натурализм исчезает, изображение становится более условным, лица сменяют лики. Используется обратная перспектива, то есть точка схода располагается не в глубине изображения, а в стоящем перед иконой человеке, и вневременное изображение. Отсутствует источник света (светоносна вся икона) и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Все эти особенности изображения призваны были отделить «горний» (небесный) мир от «дальнего» (земного). Для этого также в иконописи запрещалось писать Богоматерь, Христа и других святых с живых людей или по воображению художника, а только в соответствии с иконописным каноном. Поэтому использовали «подлинники» — специальные руководства для иконописцев, где словесно описан каждый сюжет.

Символом своей эпохи стала икона «Владимирской Богоматери». Попав из Константинополя в Киев в начале XII века, икона в 1155 году была вывезена Андреем Боголюбским во Владимир (отсюда название).
Русская Икона. Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская, 1130-е годы.

На Руси икона стала одной из самых прославленных и почиталась чудотворной.

Тип же изображения — «Умиление» (Богоматерь держит младенца Христа на руках и прижимается к нему щекой), стал традиционным и излюбленным на Руси.
Иконопись продолжала развиваться и после разграбления Константинополя в 1204 году, породив новый тип иконы — житийную или икону с житием (помимо самого святого, изображающую сцены из его жития). Но постепенное ослабление Византийской империи, разгром Константинополя вынудили лучших мастеров покинуть страну и искать работу в других краях.

Русская иконопись

Переняв вместе с православной верой новое искусство, Русь, однако, не копировала, а перерабатывала византийский опыт, приспосабливала к своим традициям, создавая уникальные произведения. К тому же, помимо византийской, на Руси имела место и западная культура, в особенности Скандинавская.
К сожалению, большинство иконописных произведений Киевской Руси до нас не дошло, погибнув в разрушительных набегах татар. Но тот период всё же сохранил имя знаменитого русского иконописца XI — начала XII веков — Печерского монаха Алипия (Алимпия).
Иконопись. Георгий Победоносец
«Святой Георгий», конец XI либо начало XII века. Одна из древнейших икон на Руси.

Святой воин-мученик Георгий особо почитался во всем христианском мире.
Древнейшие иконы сохранились до позднего времени в Великом Новгороде, в Софийском соборе. Впоследствии многие новгородские иконы были вывезены царем Иваном Грозным для украшения московских храмов. Из первоначального убранства Софии Новгородской сохранились корсунские иконы «Спас Златая Риза», «Апостолы Перт и Павел» (фото).
Иконопись. Благовещение Пресвятой Богородицы
  • «Апостолы Петр и Павел», середина XI века
  • Благовещение «Устюжское», начало XII века
Наиболее ранняя из русских икон XII века — «Благовещение» (или как её называют «Устюжское Благовещенье»), к которой стилистически близки две иконы: «Ангел златые власы» и знаменитый «Спас Нерукотворный», с изображением на обороте поклонения кресту.
Иконопись. Христос
«Спас Нерукотворный», Новгород, XII век.

Именно этот торжественный и суровый лик Христа изображали на русских воинских хоругвях.
Иконопись. Богоматерь Великая Панагия (Оранта)


В числе лучших русских икон считается «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (Молительница Всесвятая), иногда её также называют «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Влахернитисса» или «Ярославская Оранта».

В её композиции учтены многие византийские иконографические традиции, но аналогов в византийских произведениях не имеет.

Одна самых больших русских икон (184×129 см) — «Святой Никола», исполнена иконописцем, достаточно уважаемым, так как он указал в надписи внизу свое имя — Алекса Петров. В русских изображениях святого Николы XII—XIII веков всегда очень заметно преклонение перед его образом (либо надписью «сверхсвятой», либо художественностью линий).
Святой Никола с избранными святыми на полях (Никола Липный). Алекса Петров. 1294 год, (фото)

Святой Никола почитался как защитник христианской веры и борец с ересью.
Ослабление связи между Русью и Византией, дало благоприятные возможности для становления и развития самобытных художественных школ Новгородской, Владимиро-Суздальской, Тверской, Псковской и других земель.
Монголо-татарское завоевание и иноземная экспансия оказались особенно пагубными для южных и юго-западных земель. Поэтому центр общественно-политической и культурной жизни постепенно сместился на северо-восток, где с середины XIV века установилась гегемония Москвы. Возглавил художественную жизнь «третьего Рима» великий мастер — Феофан Грек.
Иконопись. Успение Пресвятой Богородицы
  • «Богоматерь Донская» (лицевая сторона)
  • «Успением Богородицы» (оборот)
Лучшая из созданных Феофаном или в его кругу икон — «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны, прославившаяся как чудотворная, с «Успением Богородицы» на обороте.
В конце XIV—XVI веков сложилось такое русское национальное явление, как высокий иконостас. Древнейший из дошедших до нас русских высоких иконостасов — иконостас Благовещенского собора. В его становлении большую роль сыграли, очевидно, Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи. Высокий иконостас представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон («чинов»).

Фото иконостаса из книги В. Д. Сарабьянова, Э. С. Смирновой «История древнерусской живописи»

Самый нижний местный ряд — с особо почитаемыми в данной местности иконами. Затем деисусный — изображает моление перед Спасителем за человеческий род с фигурами Богоматери, Предтечи, архангелов, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и столпников. В праздничный ряд включены иконы, посвященные двенадцати основным церковным праздникам. В центре появившегося в начале XV века, пророческого ряда находится Богоматерь с младенцем, а в XVI веке возникает праотеческий с центральной Троицей Новозаветной.

Центром всего ансамбля является средняя икона деисусного ряда, изображающая Христа на троне в окружении небесных сил («Спас в силах», или «Спас во славе»).

Первые семь икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем великого иконописца Древней Руси — Андрея Рублева.
В 1918 году в дровяном сарае в Звенигороде были найдены три рублевские иконы из деисусного чина («Звенигородский чин»): «Архангел Михаил», «Спас», «Апостол Павел», фото
Андрей Рублев. Троица



Самое совершенное произведение Рублева — икона «Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

В XIV веке культ Троицы на Руси был популярен, что имело не только богословскую, но и историческую основу. В Святой Троице, как нераздельной, осуждалась раздробленность и проповедовалась единение, а в Троице как неслиянной, осуждался иноземный гнет и звучал призыв к освобождению.

Продолжателем рублевского направления и крупнейшим художником второй половины XV века был Дионисий, чье влияние сказалось на всем искусстве последующего XVI столетия.

XVII век в истории русской иконописи начался с борьбы двух живописных школ: «годуновской» (многие произведения выполнены по заказу Годунова и его родственников) и «строгановской» (от фамилии меценатов Строгановых). В иконописи ярче всего проявила себя «строгановская школа», иконы которой несли усиленное эстетическое начало: виртуозный рисунок и богатый тонкий орнамент. Самый известный мастер этот направления — Прокопий Чирин (фото икон).
  • Прокопий Чирин. «Никита Воин». 1593 год
  • Прокопий Чирин. «Избранные святые», конец XVI — начало XVII века
Во главе иконописцев в середине XVII века стоял мастер Симон Ушаков, чьи первые произведения стали сенсацией, расставанием со многими канонами традиционной иконописи. Икона «Спас Нерукотворный» и другие его произведения, хоть и оставались в рамках Средневековья, вызывали в России ярость у ревнителей традиции.
Постепенно начинается упадок иконописи: иконы пишутся больше «на заказ», с XVIII века масляная живопись вытесняет традиционную темперную технику, а писанию икон привлекаются светские, в частности неверующие художники.

Символизм×Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. читать дальше иконы

Выражение «язык иконописи» представляет собой нечто большее, чем просто метафора. Сакральные образы становятся для людей эталонами того, как следует видеть невидимое, сплачивая молящихся.

Условность изображения. Условностью письма подчеркивалась в облике изображенных на иконе лиц их неземная сущность, духовность. Отсюда стилизованные пропорции фигур (удлиненные или укороченные) — идея преображенной, очищенной плоти, обитающей в небесном мире.

Надписи. Надписи (титлы) — необходимый элемент иконы, выражающий первообраз также как и само изображение, поэтому без них не может быть иконы. Символично, что на русских иконах надписи часто даются по-гречески, то есть, рассчитаны не на понимание, а на сакральное отождествление образа и имени.
Примеры титлов на церковнославянском языке, фото
Раскрытие иконы. На языке иконописи процесс написания икон предстает как символический процесс постепенного раскрытия изображения, как будто изображение уже было дано изначально, а теперь иконописец открывает его миру посредством своего духовного зрения. Поэтому считалось, что инаковерующий (и неверующий) художник не может правильно открыть изображение и, значит, принадлежащая его кисти икона не признавалась священной.

Цвет. Основы христианской символики цвета разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV веке. Так, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый (начало и конец спектра) означает самого Христа — начало и конец всего сущего. Красный — цвет крови Христа, божественный огонь, в Византии это — цвет царского достоинства, но на иконах мучеников он может символизировать жертвенность ради Христа.
Иконопись. Вознесение



Золотой цвет воспринимался как божественный или «фаворский», что связано с библейской легендой Преображения Христа на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии.
Этот цвет передавался на иконах не красками, а золотом, в знак причастности к Божеству.

Белый цвет символ Божественного света, цвет святости и простоты.

Голубой и синий — цвет неба, чистоты, символ вечного мира. Зеленый — цвет Святого Духа, символ вечной жизни. Христос всегда изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории.

Знак греха. Грех и порок в христианской иконографии обозначается стоящими дыбом волосами — традиционной прической демонов. Рога начинают изредка появляться только к XVII веку, не отменяя вздыбленных локонов. Подобная прическа у людей означает, что это грешник, еретик или язычник. Но если хохлатый человек написан темной краской, значит, это уже бесовская сила.
Сатана в аду с душой Иуды в руках. Фрагмент иконы «Страшный суд», середина XV века, фото
Право и лево. В иконописи определение правой и левой части происходит не с точки зрения зрителя, а со стороны центральной фигуры изображения. Таким образом, «правая» часть изображения приходится по правую руку этой фигуры (для зрителя лево), а «левая» — по левую (для зрителя право). То же самое в отношении восьмиконечного креста — его нижняя поперечная часть изображается с наклоном справа налево. Противопоставление правой и левой части соответствует противопоставлению Ветхого (левая часть) и Нового Завета (правая часть). Фигуры, находящиеся справа от центрального изображения всегда значимей тех, что слева.
В иконах Страшного Суда праведники находятся по правую руку от Христа, грешники — по левую руку. (фото)
«Записывание» икон. Переписывание («записывание») икон — нанесение на старом изображении новых записей, не лишено сакрального характера. Дело в том, что иконы, пусть даже распадающиеся от старости нельзя было уничтожать. Иногда их хоронили на кладбище или же пускали по текущей воде, по аналогии с погребением в ладье. Однако люди верили, что после «записывания» первое изображение непременно будет влиять на второе.

Техника иконописи

Иконопись по существу является продолжением техники стенописи, освобожденной от архитектурной зависимости.

«Первая забота иконописца — превратить доску в стену».

Пишут иконы на деревянных досках, тщательно подобранных (обычно используют липу). Доска может иметь с передней стороны углубление — ковчег, а может быть и без него. Затем начинается подготовка доски к живописи, для чего её проклеивают хорошо сваренным жидким клеем, и наклеивают паволоку, т. е. холст, или серпянку — редкую пеньковую ткань. Далее доску грунтуют левкасом, состоящим из вареного масла и мела. После этого идет шлифовка в несколько приемов и окончательная отделка поверхности хвощом, или, как в наше время, стеклянной бумагой.
Только теперь на подготовленной доске можно делать рисунок, сначала первую прорисовку, затем вторую — более подробную. После этого начинается собственно «роскрышь» — прокладка основных тонов.
Этап золочения иконы, фото
Как и в древности, в качестве краски иконописцы используют яичную темперу на природных минеральных пигментах. Сначала всё необходимое золотят творёным золотом или покрывают ассистом (штрихи из сусального золота): поля иконы, свет, одежды Христа и Богоматери, престолы. Затем мастер пишет одежды, строения, пейзаж, а на заключительном этапе — лики. По завершении всех работ готовую икону покрывают защитным слоем — льняной олифой.

Возрождение×Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? читать дальше иконы

В конце XIX — начале XX веков происходит настоящий переворот в науке о церковном искусстве. На Западе, а затем в России реабилитируется византийское искусство. Возрастает интерес и к русской иконе. Свои впечатления о ней высказал Матисс, побывавший в Москве в 1911 году: «Русские не подозревают, каким художественным богатством они обладают… Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства, чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».
Настоящим переворотом уже для широких кругов стала выставка 1913 года, на которой посетителям открылось, что икона — это «одно из самых совершенных произведений русского гения».


Иконопись: шпаргалка


Художники, работавшие в технике иконописи: Алимпий Печерский, Алекса Петров, Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор «с Городца», Даниил Черный, Дионисий, Прокопий Чирин, Симон Ушаков, Никифор Савин, Семен Спиридонов


Вы эксперт, если:


• Знаете, что почитать надо не сами иконы, а первообразы, которые эти иконы отражают
• Видите назначение иконы в молитве, а не в украшении храмов
• Понимаете, что все изображения на иконе имеют своё значение и символику

Вы профан, если:

• Считаете, что иконопись — не более чем направление живописи
• Видите в иконах аналогов языческих «идолов"

Автор: Ирина Фрыкина
Автор: Ирина Фрыкина

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: византийская икона «Апостол Лука», начало XV века, фото
Художники, упоминаемые в статье
Феофан Грек
Биография • Работы
Андрей Рублев
Биография • Работы
Симон Ушаков
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP