войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...

Ракушки, меланхолично собираемые на берегу под нежный плеск волны — главный сувенир, который обычно привозят с моря. Став взрослее, мы ценим не только красивые творения матушки — природы, но и их воплощения в быту и искусстве. Ах, как хорош изящный фарфор, даже если он уже не мейсенский, и что за дивные сюжеты на картинах! И раковины там — не простая деталь.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...

«Венерин» гребешок

Раковины полюбились творцам и публике еще во времена античности: их изображения были достаточно популярным элементом в мозаичных украшениях. Причем возвышенным: аккуратная рифленая раковина, стала не только символом водной стихии, но и атрибутом женских божеств, в первую очередь — Афродиты. Перламутр же почитался как божественная оболочка Пеннорожденной. Античную традицию переняли художники Возрождения. На полотнах Пуссена, Тьеполо, Тициана и Боттичелли богиня любви, как правило, стоит посреди моря в большой раковине, но в некоторых случаях держит в руке морской гребешок — символ женского начала.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Неудивительно, что символика раковины, связанная с зарождением жизни, незаметно перешла в искусство

Неудивительно, что символика раковины, связанная с зарождением жизни, незаметно перешла в искусство христианства. В период раннего Возрождения можно встретить изображение Марии над головой которой архитектурная деталь повторяющая форму раковины (Фра Филиппо Липпи. «Мадонна и дитя»). В дальнейшем эхо этого сюжета наполнило сакральным значением полукруглое перекрытие алтаря — конху (греч. konche — «раковина»).

В иконографии XII века морской rребешок появился в качестве атрибута апостола Иакова старшеrо (Св.Иаков. Руан. Нормандия.1270; Святой Иаков. Неизвестный мастер из Вюрцбурга. 1475. Дижон; Карло Кривелли. Святой Яков-старший. 1472. Бруклинский музей) и друrих христианских святых, coвершивших плавание с целью поклонения заморским святыням. Так изображение моллюска стало еще и эмблемой паломников.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. Это объясняет то, что в сюжетах, повествующих о крещении Иисуса, Иоанн Креститель нередко изображался с раковиной (Рафаэль, Эль Греко), знакомого моллюска можно увидеть также на церковных витражах.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Однако рождению предшествует вожделение, и в традиции Северного Возрождения двустворчатая раковина т

Однако рождению предшествует вожделение, и в традиции Северного Возрождения двустворчатая раковина трансформировалась в символ супружеской неверности (Иеронимус Босх. Сад земных наслаждений).

Все - суета сует

Появление такого жанра, как натюрморт
Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше
Ванитас (лат.vanitas
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше
, букв.— «суета, тщеславие»), внесло свои коррективы в символику. Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшую популярность Ванитас приобрели в XVI — XVII вв. во Фландрии и Нидерландах. Поскольку в традициях этого жанра у каждого предмета было свое место и роль в сюжете, то и раковины (как останки когда-то живого существа) несли смысловую нагрузку в одном ряду с увесистыми фолиантами, человеческими черепами, перьями и чернильницами, часами и так далее… Все суета… напоминали изображенные объекты неживой природы. Для художников (Питер Клаас, Ян Паувель Гилеманс) эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности. Ванитас, как правило, располагались в кабинете, дабы придать хозяину солидности.
Значение изображенного моллюска могло изменить в зависимости от стиля натюрморта. И если в картине были задействованы христианские символы (хлеб, вино), то вскрытая раковина в этом случае означала душу, готовую покинуть земную оболочку.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
В XVII веке собирательство раковин, появившееся в Голландии, распространилось в другие европейские страны. Торговые суда, бороздящие моря и океаны, неустанно удивляли новинками невиданных очертаний и к концу XVII в. раковины и другие морские диковинки составляли уже заметный предмет торговли. Особым вниманием почиталась раковина наутилуса, покрытая перламутром. Этот морской красавец почитался как символ роста и обновления, поскольку его «домик» растет на протяжении всей его жизни. В спиралевидной раковине даже усматривали образ Вселенной — модель космоса или «лунную спираль» — восходящее и заходящее Солнце, а в его пропорциях высчитали «золотое сечение».
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Роскошные экземпляры раковин привлекали внимание художников и в дальнейшем. У Анри Матисса («Раковина на черном мраморе», 1940) раковина, как продукт природы противопоставлена неживой природе (чашки, кофейник); у королевы Арт Деко Тамары Лемпицки — это, скорее, аллегория
Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше
вульвы — розовой и блестящей.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Британского скульптора Марк Куинна дары океана заинтересовали тем, что они аккумулируют в себе прошл

Британского скульптора Марк Куинна дары океана заинтересовали тем, что они аккумулируют в себе прошлое и настоящее. На выставке «Археология искусства» (The Archeology of Art. 2013) скульптор представил гигантские раковины, отлитые из бронзы и в точности повторяющие оригинальные творения природы. Громадные размеры экспонатов позволяют зрителю рассмотреть моллюска до мельчайших подробностей.

«На блюде устрицы во льду…»

Вкус устриц раскусили еще в каменном веке. Они бывали на столе римских императоров, а также простых людей вплоть до средних веков. Потом наступил период относительного затишья и вновь популярность устриц возродил Людовик XIV. Морской деликатес прославился как природный афродизиак, во многом благодаря мемуарам Джакомо Казановы. Именно поэтому ряд натюрмортов с изображением устриц нередко рассматривается с точки зрения эротической символики, как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий.
Иногда сюжеты картин легко недвусмысленно указывают на происходящее: угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме. Весьма красноречиво назвал свое полотно голландский живописец Ян Стен: «Легко пришло, легко и ушло: художник, вкушающий устриц на фоне интерьера». (1660).
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...

Галантная эпоха фарфоровых героев

Кроме богини любви, морская раковина породила еще и стиль в искусстве Франции в первой половине XVIII века — рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
(от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка) основной мотив, собственно, давший название стилю, использовался повсюду: дизайн мебели, отделка стен, мелкие аксессуары. Это был расцвет мейсенской фарфоровой мануфактуры, изделия которой как нельзя точно отразили дух эпохи белил, румян и мушек. Все хотели иметь фарфоровый цвет лица и алый румянец, даже когда всходили на эшафот.
В живописи стиль рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
впервые проявился в творчестве Антуана Ватто, любившего изображать галантные празднества и Франсуа Буше. Художники предпочитали рисовать пасторали, изображения обнаженных нимф.
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Раковина - символ в искусстве: благословенный дар морей...
Жизнь на полотнах эпохи рококо
Рококо называют самым легкомысленным и бездумным из всех стилей в искусстве. Почему тогда рококо столь значимо для русской изобразительной культуры? Почему определение от слова «рококо» звучит для нашего уха так экзотически – «рокайльный»? В чем основное различие рококо и барокко, которые люди малосведущие часто путают? Наконец, почему рококо – это прямой и непосредственный предок современной глянцевой культуры? Обо всем этом пойдёт речь ниже. Читать дальше
игрива и беззаботна, потому что правил и витал над ней дух рожденной из раковины богини Афродиты.