Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве

Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике

Мне нравится29  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Он великий художник. Один из тех, кто изменил живопись. И всякий, кто хоть немного ею интересуется, немало знает о Караваджо. Что коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Что несносен и вспыльчив он был до того, что в одной из многочисленных драк убил человека. Что не меньше винограда, с которым на его картинах позируют аппетитные юноши, он любил самих юношей. Что своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам. Даже то, что его полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо. Мы собрали для вас не столь широко известные факты о гении и его творчестве.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами
Корзина с фруктами
Микеланджело Меризи де Караваджо
1596, 46×64 см

Смерть ему к лицу

Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса: как вы понимаете, 400 лет назад выступающим на его похоронах трудно было подобрать красивые слова для пафосной речи — талант Караваджо был очевиден и при жизни, но сама жизнь, с карточными долгами, пьяными дебошами, драками, убийством, тюрьмами, побегами, не располагала к произнесению слезоточивых надгробных спичей. Зато теперь… После торжественного перезахоронения вокруг могилы даже парк разбили.
Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо.

Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта!
А останки, которые генетическая экспертиза приписала художнику, нашли четырьмя годами ранее, в 2010-м, на городском кладбище Порто-Эрколе, где у Караваджо уже был покой, но все еще не было достойных его почестей. В борьбу за них тотчас вступил Милан, где, по одной из версий, родился гений. Порыв понятный: могила Караваджо автоматически превращается в туристическую мекку и делается стабильным источником дохода.

Кажется, сам Караваджо был бы не против того, чтобы его мертвого потревожили ради дела. Во всяком случае, сам он так однажды поступал — когда писал свое «Воскрешение Лазаря»: для пущей правдоподобности в качестве модели для заглавного героя он велел подать ему в мастерскую эксгумированного покойника. Рассказывают, натурщики, которым надлежало давно бездыханного Лазаря держать, воспротивились: мол, не богоугодно, да и противно. Но Караваджо достал нож, пригрозил отправить их в освободившуюся могилу — и процесс пошел.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Микеланджело Меризи де Караваджо
1609, 380×275 см

Шедевры на скорую руку

Искусствоведами до сих пор не найдены эскизы, сделанные Караваджо хотя бы к его самым большим и многолюдным работам. Его жизнь была бурной и короткой, а произведений он после себя оставил, будто умер седовласым праведником (и ведь это еще очень многие из них утрачены!). А все потому, что художник, видимо, обходился без черновиков, создавая свои сложнейшие многофигурные композиции прямо холсте. Что ж, это и к лучшему. Случается, окончательное полотно выходит совсем безжизненным, если автор поддается перфекционизму и все вдохновение вкладывает в эскизы.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Преображение Святого Павла
Преображение Святого Павла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1600, 237×189 см

Любимый художник Голливуда

Микеланджело Меризи де Караваджо. Обращение Святого Савла
Обращение Святого Савла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1601, 230×175 см
Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается, обычно номинируются на «Оскар».
Микеланджело Меризи де Караваджо. Святой Иероним в размышлении
Святой Иероним в размышлении
Микеланджело Меризи де Караваджо
1606, 118×81 см
Это кадр из фильма «Роковая страсть» (2013) Джеймса Грея, американского режиссера с украинскими корнями. Операторов своих фильмов он, прежде чем допустить на съемочную площадку, выгуливает по музеям с произведениями Караваджо. Показывает, как надо. Такое же, как в этой сцене, резкое противопоставление света и тени на картинах Караваджо называют словом «кьяроскуро» (итал. светотень).
Еще один голливудский поклонник Караваджо — режиссер Мартин Скорсезе. Он говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом фильме, — это ремейки картины Караваджо «Призвание апостола Матфея».
  • Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599
  • Мартин Скорсезе. Фильм «Злые улицы», 1973
А взгляните на кадры из «Славных парней» Скорсезе (1990), где художником по свету в титрах тоже вправе значиться Караваджо.
А еще Мартин Скорсезе говорит, что учился у Караваджо рассказывать истории: на картинах этого художника действие схвачено в самом разгаре — так хороший режиссер должен уметь начинать свое повествование не издалека, а сразу с того, от чего зрителю не оторвать глаз.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Взятие Христа под стражу
Взятие Христа под стражу
Микеланджело Меризи де Караваджо
1602, 169×133 см
«Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо», — МАРТИН СКОРСЕЗЕ
  • Караваджо. Нарцисс, 1599
  • Мартин Скорсезе. Фильм «Таксист», 1976

Арт-икона кисти Караваджо

Ну, а самая популярная у художников картина Караваджо — пожалуй, эта:
Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
Погребение Христа (Положение во гроб)
Микеланджело Меризи де Караваджо
1603, 300×203 см
Локоть Никодима вот-вот прорвет холст. А кладбищенская плита? Ой! Им бы там поосторожнее — как бы не потеряли равновесие и не сорвались в могилу. Лица у канонических плакальщиков — точь-в-точь, как у убитых горем простых смертных, современников хоть Караваджо, хоть наших. Никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.
  • Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб, 1612
  • Дирк ван Бабюрен. Положение во гроб, 1617
«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — РОБЕРТО ЛОНГИ (1890—1970), итальянский искусствовед
Главная иллюстрация в материале: «Вахк» Караваджо, 1596, Галерея Уффици.

Читайте также: Балтийская осень Караваджо или арт-гид по Польше: Краков, Варшава, Гданьск
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится29  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Sergey Belenky
Sergey Belenky
, 18 сентября 2015 06:56 1
Жак-Луи Давид, канонизируя убитого Марата, воспроизвел именно эту бесильно упавшую руку, посмертно наделив, по примеру классиков, своего тщедушного друга мускулатурой.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP