• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Караваджо: 10 знаменитых картин плюс любопытные факты о художнике

Мне нравится28  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Он великий художник. Один из тех, кто изменил живопись. И всякий, кто хоть немного ею интересуется, немало знает о Караваджо. Что коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Что несносен и вспыльчив он был до того, что в одной из многочисленных драк убил человека. Что не меньше винограда, с которым на его картинах позируют аппетитные юноши, он любил самих юношей. Что своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам. Даже то, что его полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо. Мы собрали для вас не столь широко известные факты о гении и его творчестве.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Корзина с фруктами
Корзина с фруктами
Микеланджело Меризи де Караваджо
1596, 46×64 см

Смерть ему к лицу

Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса: как вы понимаете, 400 лет назад выступающим на его похоронах трудно было подобрать красивые слова для пафосной речи — талант Караваджо был очевиден и при жизни, но сама жизнь, с карточными долгами, пьяными дебошами, драками, убийством, тюрьмами, побегами, не располагала к произнесению слезоточивых надгробных спичей. Зато теперь… После торжественного перезахоронения вокруг могилы даже парк разбили.
Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо.

Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта!
А останки, которые генетическая экспертиза приписала художнику, нашли четырьмя годами ранее, в 2010-м, на городском кладбище Порто-Эрколе, где у Караваджо уже был покой, но все еще не было достойных его почестей. В борьбу за них тотчас вступил Милан, где, по одной из версий, родился гений. Порыв понятный: могила Караваджо автоматически превращается в туристическую мекку и делается стабильным источником дохода.

Кажется, сам Караваджо был бы не против того, чтобы его мертвого потревожили ради дела. Во всяком случае, сам он так однажды поступал — когда писал свое «Воскрешение Лазаря»: для пущей правдоподобности в качестве модели для заглавного героя он велел подать ему в мастерскую эксгумированного покойника. Рассказывают, натурщики, которым надлежало давно бездыханного Лазаря держать, воспротивились: мол, не богоугодно, да и противно. Но Караваджо достал нож, пригрозил отправить их в освободившуюся могилу — и процесс пошел.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Микеланджело Меризи де Караваджо
1609, 380×275 см

Шедевры на скорую руку

Искусствоведами до сих пор не найдены эскизы, сделанные Караваджо хотя бы к его самым большим и многолюдным работам. Его жизнь была бурной и короткой, а произведений он после себя оставил, будто умер седовласым праведником (и ведь это еще очень многие из них утрачены!). А все потому, что художник, видимо, обходился без черновиков, создавая свои сложнейшие многофигурные композиции прямо холсте. Что ж, это и к лучшему. Случается, окончательное полотно выходит совсем безжизненным, если автор поддается перфекционизму и все вдохновение вкладывает в эскизы.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Преображение Святого Павла
Преображение Святого Павла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1600, 237×189 см

Любимый художник Голливуда

Микеланджело Меризи де Караваджо. Обращение Святого Савла
Обращение Святого Савла
Микеланджело Меризи де Караваджо
1601, 230×175 см
Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается, обычно номинируются на «Оскар».
Микеланджело Меризи де Караваджо. Святой Иероним в размышлении
Святой Иероним в размышлении
Микеланджело Меризи де Караваджо
1606, 118×81 см
Это кадр из фильма «Роковая страсть» (2013) Джеймса Грея, американского режиссера с украинскими корнями. Операторов своих фильмов он, прежде чем допустить на съемочную площадку, выгуливает по музеям с произведениями Караваджо. Показывает, как надо. Такое же, как в этой сцене, резкое противопоставление света и тени на картинах Караваджо называют словом «кьяроскуро» (итал. светотень).
Еще один голливудский поклонник Караваджо — режиссер Мартин Скорсезе. Он говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом фильме, — это ремейки картины Караваджо «Призвание апостола Матфея».
  • Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599
  • Мартин Скорсезе. Фильм «Злые улицы», 1973
А взгляните на кадры из «Славных парней» Скорсезе (1990), где художником по свету в титрах тоже вправе значиться Караваджо.
А еще Мартин Скорсезе говорит, что учился у Караваджо рассказывать истории: на картинах этого художника действие схвачено в самом разгаре — так хороший режиссер должен уметь начинать свое повествование не издалека, а сразу с того, от чего зрителю не оторвать глаз.
Микеланджело Меризи де Караваджо. Взятие Христа под стражу
Взятие Христа под стражу
Микеланджело Меризи де Караваджо
1602, 169×133 см
«Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо», — МАРТИН СКОРСЕЗЕ
  • Караваджо. Нарцисс, 1599
  • Мартин Скорсезе. Фильм «Таксист», 1976

Арт-икона кисти Караваджо

Ну, а самая популярная у художников картина Караваджо — пожалуй, эта:
Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
Погребение Христа (Положение во гроб)
Микеланджело Меризи де Караваджо
1603, 300×203 см
Локоть Никодима вот-вот прорвет холст. А кладбищенская плита? Ой! Им бы там поосторожнее — как бы не потеряли равновесие и не сорвались в могилу. Лица у канонических плакальщиков — точь-в-точь, как у убитых горем простых смертных, современников хоть Караваджо, хоть наших. Никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.
  • Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб, 1612
  • Дирк ван Бабюрен. Положение во гроб, 1617
«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — РОБЕРТО ЛОНГИ (1890—1970), итальянский искусствовед
Главная иллюстрация в материале: «Вахк» Караваджо, 1596, Галерея Уффици.

Читайте также: Балтийская осень Караваджо или арт-гид по Польше: Краков, Варшава, Гданьск
Автор: Наталья Кандаурова
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится28  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Sergey Belenky
Sergey Belenky
, 18 сентября 2015 06:56 1
Жак-Луи Давид, канонизируя убитого Марата, воспроизвел именно эту бесильно упавшую руку, посмертно наделив, по примеру классиков, своего тщедушного друга мускулатурой.
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: