Жорж де Латур (или
Жорж де Ла Тур,
Georges de La Tour) – великий художник эпохи
барокко из Лотарингии, заново открытый в ХХ веке. Завоевав признание при жизни, уже в следующем XVIII веке Латур был напрочь забыт и вычеркнут из истории. В ХIХ его отдельные картины, разбросанные по музеям разных стран, будут вызывать удивление и восторг, но никак не ассоциации с именем Латура. Его работы приписывались то
Рембрандту, то
Веласкесу, то
Мурильо, то
Герриту ван Хонтхорсту, пока в 1915-м году немецкий искусствовед Герман Фосс впервые не связал имя Латура, известное историкам по документам, с некоторыми известными картинами.
Выяснение обстоятельств биографии Латура было похоже на археологические раскопки.
Не сохранилось ни мемуаров, ни дневников художника. Только скупые строки официальных документов. Только то, о чем могут беспристрастно сообщить уцелевшие городские архивы: Латур женился, Латур крестил детей – чужих или собственных, Латур поступил на службу к герцогам лотарингским, Латур судился или был судим. Впрочем, эксперты не оставляют надежды когда-нибудь обнаружить нечто более информативное.
Пока же мы не знаем даже того, как выглядел художник: не найдено ни портретов, ни автопоротретов. Латур упорно отказывается «выйти из сумрака», оставляя нас медитировать над его сумрачными (а теперь еще и безумно дорогими!) картинами.
Жорж де Латур появился на свет в 1593 году в Вик-сюр-Сей – небольшом лотарингском городке. Будущий художник был вторым по старшинству из семерых детей Жака де Латура. Много детей – много записей в городском архиве. Почему-то отец Латура возникает в них то как булочник, то как мясник, то как мельник и даже каменотёс. Менял ли он занятия или в записи вкрались ошибки – ясно одно: Жорж формировался в бюргерском ремесленном окружении. По происхождению он был мещанин – т.е. обычный горожанин, не отмеченный ни богатством, ни знатностью. Впрочем, всё это было у Латура ещё впереди.
Следующее документальное упоминание о художнике сразу переносит нас более чем на 20 лет вперёд, в 1617 год. Весь период его детства и юности, сведения о том, где и чему Латур мог учиться и кто были его учителя, имел ли он возможность путешествовать или безвыездно жил в Вике – все эти важнейшие для становления любого художника вехи пока что покрывает мрак неизвестности.
И всё же записи 1617 года дают возможность для целой серии гипотез о биографии Латура. Что же такого зафиксировали метрические книги в 1617-м году? А вот что: Латур женился! Его избранница Диана Ленерф из соседнего города Люневиля была значительно выше Латура по социальному положению: её отец был секретарем лотарингского герцога, а муж сестры – наместником судебного округа, в который входил родной город Латура. Словом, статус этой семьи был таков, что брак Дианы с сыном булочника выглядит явным мезальянсом. Родители невесты даже отказались присутствовать на свадьбе. В приданое Диана получила
«500 франков, 2 коровы, телка и мебельный гарнитур», а Латур - дворянский титул.
Выбор Дианы подталкивает к мысли, что к 1617 году Латур уже сделал определённые успехи в живописи, стал известен как художник, иначе подобный брак вряд ли состоялся бы. Но какие именно из картин художника были уже написаны к этому моменту, не известно. Ни одно из полотен Латура до сих пор не имеет точной датировки.
Первые два или три года молодожёны, по обычаям того времени, прожили в доме родителей Латура. И за это время Латур похоронил отца и крестил своего первенца Филиппа, причем его воспреемниками (крестными) были дворяне.
1620-м годом датирован документ, ставший в своё время настоящей сенсацией, - единственное дошедшее до нас письмо Латура. Послание адресовалось лотарингскому герцогу Генриху II. В нём Латур уведомляет, что он – простой живописец из Вика, женившийся на знатной девушке из Люневиля, и «смиреннейше просит его Высочество» принять Латура на службу, так как во всё округе, кроме него, нет художников и реставраторов по профессии.
Конечно, письмо Латура эксперты рассматривали едва ли не под микроскопом – еще бы: единственное письменное свидетельство гения. Оно написано каллиграфическим почерком и с полным соблюдением правил орфографии, что несомненно говорит об образованности художника.
В этом же письме Латур открывается нам как человек предусмотрительный и практичный. Ссылаясь на благородство своего искусства, он осмеливается просить герцога об освобождении от налогов и прочих повинностей, и правитель Лотарингии прошение Латура принимает благосклонно. Молодая семья переезжает в Люневиль и даже покупает там дом с просторным помещением для мастерской. Генрих II намеревался возводить в Люневиле очередную резиденцию и даже подумывал перенести туда столицу герцогства. Для Латура это означало появление обширного поля деятельности по оформлению нового дворца.
По-видимому, это лучшее время в судьбе Латура. Его работы востребованы. Растёт его семья: почти каждый год у Латуров прибавление. Знаменитая картина
«Новорожденный» потрясает необыкновенной достоверностью, с которой написан ребёнок. Здесь нет никакой благостной живописной идеализации младенца, и часто говорят о реалистической революции Латура. Но самое простое объяснение, возможно, и самое верное: Латур был отцом десяти детей. Ему ли не знать, как выглядит человеческий детёныш сразу после рождения?
Латур открывает свою мастерскую, и со всех концов Лотарингии туда устремляются начинающие художники в надежде перенять его опыт. Поток был так велик, что Латур ограничил приём, назначив за обучение непомерные 500 франков (напомним, ровно столько же когда-то составляло приданое его знатной жены).
Конец 1620-х – 1630-е годы – сложнейшее время для Лотарингии, вступившей в эпоху религиозных войн и раздираемой между Францией и Испанией. Для Латура всё тоже непросто: Генрих II умирает в 1624, а его наследников искусство Латура интересует мало. Потеряв знатных покровителей, художник вынужден искать заказчиков среди бюргеров. Тем временем Лотарингию терзают голод и эпидемии, а жители Люневиля, с самого начала невзлюбившие выскочку Латура, строчат на него доносы. Известно, что в списке на экспроприацию запасов пшеницы в период голода имя художника стояло первым – Латуру не могли простить, что он освобождён от налогов, богат и держится гордо и независимо.
В 1631 году в Люневиле вспыхивает чума, унесшая жизни трети горожан. По-видимому, к этому времени относятся картины Латура, изображающие св. Себастьяна. В Лотарингии сложился настоящий культ этого святого, ведь он считался покровителем зачумлённых. В 1633-м в еще не оправившийся после чумы город вошли правительственные войска Людовика XIII. Известно, что Латур отнёсся к оккупантам благосклонно, дружил с королевскими офицерами, и в этом нет ничего удивительного: родным языком Латура был французский.
В 1638 Люневиль предпринял отчаянную попытку отстоять суверенитет и изгнать французов. События были кровавыми. Отступая, правительственные войска подожгли город. Он выгорел практически дотла. В этом грандиозном пожаре сгорел дом и всё имущество Латура. Считается, что именно поэтому до нас дошло так мало его картин (по разным данным, от 40 до 50, причем не более 10 из них имеют авторскую подпись) и почти никаких личных документов.
По-видимому, Латур бежал сначала в Нанси, а затем во французскую столицу. Следы Латура внезапно обнаруживаются в Париже. Там в королевской бухгалтерской книге записано, что, в качестве придворного живописца, ему назначено жалованье в 100 ливров. Недавние сенсационные документы подтверждают, что заказчиками Латура был кардинал Ришелье, а также придворный архитектор и министр финансов.
В начале 1640-х Латур вернулся в Люневиль. Исследователи узнали об этом благодаря сохранившимся многочисленным кляузам жителей города на Латура и судебным разбирательствам между ними. Художник по-прежнему отказывался платить городу подати, вытолкал сборщика налогов и даже грозился пристрелить его. В одном из доносов Латур назван «нестерпимым», поскольку держит своры собак, вытаптывающих посевы, в следующем сообщается, что Латур опять кого-то поколотил, да и вообще держится
«словно он сеньор этого места». Городская аристкратия Люневиля так и не смогла простить Латуру его происхождения. А он, по-видимому, упорно пытался отстоять своё достоинство.
В середине января 1652 года от туберкулёза умерла Диана Латур. Две недели спустя, 30 января, от той же болезни скончался её супруг. Только трое из десяти детей Латуров смогли пережить своих родителей. Их сын Этьен де Латур унаследовал титул «королевского художника», но различить, кому принадлежат картины, подписанные просто «де Латур», пока еще – дело будущего.
Автор: Анна Вчерашняя